+7 (343) 344-63-36 Екатеринбург mail@ucstroitel.ru

Обзор новостей по охране труда с 07 по 13 декабря 2021 года

14.12.2021
Обзор новостей по охране труда с 07 по 13 декабря 2021 года. Обзоры

Обзор новостей по охране труда с 07 по 13 декабря 2021 года

Какие правила об электронном документообороте ввели

Работодателям дали право вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ нужно предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (абз. 3 ст. 214.2, ст. 216.2 новой редакции ТК).

Документы в электронном формате

Документы, которые связаны с работой, теперь можно создавать, подписывать и хранить в электронном виде, кроме:

  • трудовых книжек и сведений о трудовой деятельности;
  • приказов об увольнении;
  • журналов инструктажей по охране труда;
  • актов о несчастном случае на производстве.

Эти документы работодатель должен подписывать собственноручно, а работник должен знакомиться с ними лично.

Порядок перехода на электронный документооборот

Использовать электронные документы или нет работодатели решают самостоятельно. Чтобы применять электронный документооборот, издайте локальный акт о его введении. Если есть профсоюз, то необходимо получить его мнение на этот акт. В локальном акте укажите:

  • в какой системе или системах работодатель будет вести ЭДО;
  • какие документы будет в ней оформляться и подписываться;
  • порядок доступа к информационной системе работодателя, если необходимо;
  • сроки подписания электронных документов с учетом рабочего времени работников, периодичность подписания и ознакомления;
  • порядок проведения инструктажей по работе с электронным документооборотом, если необходимо;
  • случаи ведения документов на бумаге, в отношении которых принят электронный формат;
  • электронное взаимодействие с профсоюзом и комиссией по трудовым спорам, если такие имеются);
  • срок введения электронного документооборота.

Приказ о введении электронного документооборота в организации

Положение о переходе на электронный документооборот

Положение о порядке ведения электронного документооборота

Порядок электронного взаимодействия распространяется и на дистанционных работников, если правила в отношении них отличаются.

Согласие работников на электронный документооборот

Письменно уведомите работников о введении электронного документооборота. При этом работник может отказаться от ведения документов в электронном формате. В этом случае работодатель сохраняет возможность подписывать все документы по старому порядку. Это касается как подписей работодателя, так и работника.

Уведомление о переходе на электронный документооборот

Если работник подставил подпись на уведомлении, то это подтверждает его согласие на электронный документооборот. Если работник не дал согласие, то он может дать согласие позже в любой момент.

Для вновь принимаемых работников выдайте уведомление, что работодатель планирует применять электронный документооборот или уже применяет. Такие работники могут отказать от электронного формата, если их принимают на работу до 31 декабря 2021 года и у них есть трудовой стаж. Если работника принимают в 2022 году на работу и у него нет стажа работы, то он обязан согласиться с порядком работодателя. Если работник откажется от электронного порядка, то работодатель вправе не принимать его на работу. В других случаях работодатель не может отказать в приеме на работу или уводить работников, которые не хотят переходить на электронный документооборот.

Получение копий документов

Если работник отказался от электронного документооборота, то он может получать заверенные бумажные копии документов. Если работник перешел на новых формат, то документы выдают в форме копии электронного документа на бумаге или в электронном виде. Чтобы получить копии, работник пишет заявление. В заявлении указывают формат, в котором он хочет получить копию – бумажный или электронный.

Опубликовали проект чек-листов для внеуличного транспорта

Ространснадзор разработал проект шести чек-листов по проверке технической эксплуатации и правил пользования внеуличным транспортом. К такому транспорту относятся фуникулеры и метро (ст. 4 Закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ).

По чек-листам планируют проверять, организовал ли перевозчик провоз пассажиров и ручной клади в метро, на канатной дороге, монорельсовом транспорте и фуникулере. Также хотят проверять порядок выдачи заключений о допуске работника монорельсового транспорта к самостоятельной работе.

Если проект примут, то проверять по новым чек-листам будут с 1 марта.

Источник: проект Ространснадзора от 10.12.2021.

Утвердили перечень работ, которые можно выполнять в опасных условиях

Правительство утвердило перечень работ, которые можно выполнять в опасных условиях труда с 1 марта 2022 года.

Согласно перечню, в опасных условиях можно выполнять 28 видов работ, в том числе:

  • аварийно-спасательные работы в населенных пунктах и организациях;
  • работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • работы по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • работы по профилактике и тушению пожаров.

Источник: распоряжение Правительства от 04.12.2021 № 3455-р.

С весны проводить инвентаризацию выбросов нужно по новому порядку

С 1 марта вступает в силу порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и их источников (далее – порядок). Его утвердили приказом Минприроды от 19.11.2021 № 871.

Если у организации документы по инвентаризации выбросов не соответствуют новому порядку, их нужно оформить правильно не позднее 1 марта 2023 года.

По новому порядку при проведении инвентаризации выбросов нужно:

  • выявить и учесть все источники загрязнения воздуха;
  • установить характеристики источников загрязнения воздуха;
  • определить количественные и качественные показатели выбросов.

При проведении инвентаризации по новому порядку нужно учесть все источники выбросов: постоянные и временные, стационарные и передвижные.

До 1 марта 2022 года инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ и их источников проводят по порядку, утвержденному приказом Минприроды от 07.08.2018 № 352.

Источник: приказ Минприроды от 19.11.2021 № 871.

Правила работы вахтовиков продлили еще на год

Правительство продлило временные правила работы вахтовиков до 1 января 2023 года. Правила ввели, чтобы не допустить распространение коронавируса.

Напомним, что временными правилами разрешили менять график работы вахтовиков, продолжительность вахты, учетный период. Это можно сделать, если работник опаздывает на вахту из-за двухнедельной изоляции. Если у работодателя нет помещений для изоляции работников, работников размещают в ближайшем обсерваторе.

Время простоя из-за мер по борьбе с коронавирусом оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки и должностного оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя. Это также касается работников, у которых закончился междувахтовый отдых, но которые не привлекаются работодателем к работе.

Если в период мер по борьбе с коронавирусом сменные работники допускаются на вахту после необходимой временной 14-дневной изоляции, то этот срок включается во время нахождения работников в пути с оплатой за каждый день не ниже дневной тарифной ставки и части должностного оклада за день работы, то есть дневной ставки.

Источник: постановление Правительства от 02.12.2021 № 2177.

Инвентаризацию объектов размещения отходов планируют проводить ежегодно

Минприроды разработало проект правил инвентаризации объектов размещения отходов. Под действие правил не попадут объекты размещения радиоактивных, биологических и медицинских отходов.

Если проект примут, правила будут распространяться на эксплуатируемые объекты и объекты, которые выведены из эксплуатации. Инвентаризацию по новому порядку нужно проводить ежегодно в срок до 31 марта года, следующего за отчетным периодом.

При проведении инвентаризации отходов предлагают проверять дополнительные документы на объект размещения отходов:

  • правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект;
  • заключение государственной экспертизы на проектную документацию на строительство (реконструкцию) объекта;
  • заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство (реконструкцию), вывод из эксплуатации объекта;
  • разрешение на строительство (реконструкцию), на ввод в эксплуатацию объекта;
  • решение о выводе объекта размещения отходов из эксплуатации;
  • свидетельство о постановке на государственный учет объекта;
  • данные Государственного реестра объекта;
  • данные учета в области обращения с отходами;
  • данные обследований (натурных, инструментальных, в том числе маркшейдерских, геодезических, и иных) объекта;
  • результаты наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды;
  • сведения о собственнике, владельце, пользователе объекта, в том числе ИНН, для юридических лиц – ОГРНЮЛ, для индивидуальных предпринимателей – ОГРНИП;
  • фондовые материалы, содержащие сведения об объекте размещения отходов, состоянии окружающей среды в районе его размещения.

Копию характеристики о результатах инвентаризации объекта размещения отходов в уведомительном порядке нужно будет направлять в территориальный орган Росприроднадзора.

В настоящее время инвентаризацию объектов размещения отходов проводят по правилам, которые утвердило Минприроды приказом от 25.02.2010 № 49.

Источник: проект приказа Минприроды от 07.12.2021.

Утвердили требования при обращении с однородными отходами I–V классов опасности

Вступил в силу приказ Минприроды от 11.06.2021 № 399, который утвердил требования при обращении с однородными отходами I–V классов опасности (далее – требования).

Требования распространяются на отходы из Федерального классификационного каталога отходов. Соблюдать требования должны юридические лица и индивидуальные предприниматели, если:

  • в процессе их деятельности образуются однородные отходы;
  • у них есть лицензия на накопление, транспортировку, утилизацию и обезвреживание отходов.

В документе установили требования к накоплению:

  • аккумуляторов и аккумуляторных батарей;
  • электролитов;
  • масел;
  • компьютерного и электронного оборудования;
  • шин, камер и покрышек.

Места накопления отходов должны соответствовать требованиям, которые установлены законодательством по санитарно-эпидемиологическому благополучию. Отходы нельзя накапливать больше 36 месяцев со дня их образования.

Источник: приказ Минприроды от 11.06.2021 № 399.

Уникальные объекты капитального строительства планируют отнести к потенциально опасным объектам

Минстрой разработал проект критериев, по которым строительные объекты капитального строительства будут относить к потенциально опасным объектам. Это касается объектов, где одновременно могут находиться больше 5000 человек, и уникальных объектов капитального строительства.

Уникальные объекты имеют высоту и пролеты более 100 метров, консоль более 20 метров и подземную часть, которая заглублена более чем на 15 метров (ч. 2 ст. 48.1 Градостроительного кодекса). К таким объектам относятся резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов емкостью более 10 тыс. м3.

Проект предусматривает два вида критериев, по которым объекты относят к потенциально опасным:

  • качественные – это масштаб, который приняла чрезвычайная ситуация в случае аварии: федеральный, региональный, муниципальный, локальный;
  • количественные – это количество погибших и получивших ущерб здоровью в случае аварии, а также размер нанесенного материального ущерба.

При отнесении объекта к категории опасности будут учитывать и качественные, и количественные критерии. Объекты будут делить на шесть категорий опасности, где первая – самая опасная.

Источник: проект Минстроя от 06.12.2021.

С весны нужно принимать дополнительные меры по охране труда

Минтруд утвердил примерные перечни мероприятий для улучшения условий и охраны труда и предотвращения случаев повреждения здоровья работников при работе на территории другого предприятия. Новые перечни начнут действовать с 1 марта 2022 года.

Перечень мероприятий для улучшения условий и охраны труда

В перечень включили три новых мероприятия для улучшения условий и охраны труда:

  • фильтрация и очистка питьевой воды;
  • приобретение аудио- и видеооборудования для дистанционного проведения инструктажей и обучения, а также для фиксации процессов производства работ;
  • приобретение систем обеспечения безопасности работ на высоте.

Перечень заменит действующий, который утвержден приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2021 № 181н.

Перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на территории другого работодателя

В перечень включили примерные мероприятия, которые работодателю и подрядчику нужно организовать перед началом работ. Такое обязательство появится у работодателя с 1 марта на основании статьи 214 новой редакции ТК. Мероприятия нужно закрепить в договоре на производство работ. К примерным мероприятиям относятся:

  • назначение ответственного за безопасное производство работ;
  • составление графика проведения работ;
  • составление схемы подключения к энергоносителям;
  • составление перечня вредных или опасных производственных факторов и рисков;
  • определение мест установки защитных ограждений;
  • нанесение сигнальной разметки и знаков безопасности;
  • составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников;
  • утверждение формы акта-допуска на работы, на которые требуется акт-допуск;
  • разработка инструкции по охране труда для проведения работ;
  • проведение инструктажа;
  • обеспечение микроклимата на рабочих местах с помощью средств коллективной защиты (отопления, вентиляции, тепловых завес);
  • организация освещения на рабочих местах;
  • организация пешеходной зоны для безопасного передвижения работников по территории предприятия;
  • определение места нахождения аптечек первой помощи;
  • определение порядка посещения мест общего пользования на территории другого работодателя (комнаты приема пищи, гардеробные, душевые, санузлы).

Обеспечивать беспрепятственный проезд скорой помощи в случае повреждения здоровья работников должен работодатель, на территории которого производятся работы.

Источник: приказы Минтруда от 29.10.2021 № 771н, от 22.09.2021 № 656н.

Планируют обновить положение об обеспечении населения СИЗ

МЧС подготовило проект положения об обеспечении населения средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ). Оно отменит действующее положение, которое утверждено приказом МЧС от 01.10.2014 № 543.

По проекту работодатели за свой счет должны выдать СИЗ работникам, которые работают в опасной зоне возможного радиоактивного, химического или биологического загрязнения или заражения (п. 4 ст. 18 Закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ). Помимо противогазов, самоспасателей, респираторов, работодатель должен выдавать индивидуальные аптечки.

Работодатели заблаговременно создают запасы СИЗ и обучают работников правилам их использования. Количество противогазов и самоспасателей должно быть на 5 процентов больше фактической численности работников, респираторов – на 1 процент больше количества работников. Это позволит подобрать СИЗ работнику по размеру и заменить неисправное СИЗ. Аптечек должно быть 30 процентов от общей численности организации. Хранить СИЗ работодатель должен максимально близко к рабочим местам.

По проекту организации высшего и профессионального образования, которые находятся в опасной зоне возможного радиоактивного, химического или биологического загрязнения или заражения, должны обеспечивать СИЗ обучающихся. А исправительные учреждения – осужденных, которые отбывают наказание или находятся под следствием.

Источник: проект положения МЧС от 02.12.2021.

Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.

Возврат к списку