Минтруд дал официальное разъяснение, за медосмотры каких работников можно возместить расходы из ФСС
(письмо Минтруда от 17.11.2020 № 15-3/ООГ-3355)
Это медосмотры как всех работников, на которых действуют вредные факторы из перечня факторов, так и работников из перечня работ по приказу № 302н.Ведомство указало, что периодические медосмотры проводят на основании поименных списков, которые разрабатывают с помощью списка контингента, с указанием вредных или опасных факторов, а также вида работ (п. 19 раздела III приказа № 302н). В список контингента и поименные списки включают работников:
- которые подвергаются воздействию вредных производственных факторов из перечня факторов приказа № 302н;
- которые подвергаются воздействию вредных производственных факторов, установленных по результатам СОУТ;
- которые выполняют работы, предусмотренные перечнем работ приказа № 302н.
Роспотребнадзор опубликовал письмо, где указал, что проветривание помещений позволяет снизить риск распространения коронавируса
(письмо Роспотребнадзора от 21.10.2020 №02/21655-2020-32)
Результаты эксперимента показали, что коронавирус сохраняет жизнеспособность в воздухе в течение трех часов, поэтому ВОЗ рекомендует принять меры, помимо систем механической приточно-вытяжной вентиляции (МПВВ):
- исключить рециркуляцию воздуха в МПВВ – повысить объем подаваемого наружного воздуха, довести долю подаваемого наружного воздуха до 100 процентов;
- повысить до максимально возможных значений степень фильтрации воздуха без снижения расчетного расхода приточного воздуха;
- устранить дефекты уплотнений корпусов фильтров и фильтродержателей;
- поддерживать работу МПВВ в режиме работы 24/7 с пониженной интенсивностью работы во время отсутствия людей либо включать МПВВ за два часа до начала рабочего дня и выключать через два часа после его окончания;
- увеличить по возможности общий расход приточного воздуха в зонах дыхания.
Также можно каждые два часа проветривать помещения с естественной вентиляцией. В помещениях с большим количеством людей следует поставить бактерицидные установки для обеззараживания воздуха.
С 1 января вступает в силу новый Порядок оснащения транспортных средств тахографами
(приказ Минтранса от 26.10.2020 №438)
С 1 января 2021 года начнет действовать новый Порядок оснащения транспортных средств (далее – ТС) тахографами. С помощью тахографа можно регистрировать скорость, режим труда и отдыха водителей. Порядок применяется юрлицами и ИП, которые эксплуатируют ТС.
Владелец ТС должен установить тахограф в мастерской, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о мастерских. В ходе работы мастерская:
- устанавливает тахограф, сведения о модели которого учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях тахографов;
- активизирует тахограф и программно-аппаратное шифровальное средство;
- настраивает тахограф;
- опломбирует тахограф.
Приказ действует до 1 января 2027 года.
Минздрав разработал инструкцию по использованию аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
(инструкция Минздрава от 09.10.2020)
Инструкция включает общую последовательность действий на месте происшествия. Это универсальный алгоритм оказания первой помощи – от определения сознания у пострадавшего до его передачи медслужбе. Также указали комплектацию аптечки и как использовать медикаменты.
После использования аптечки нужно утилизировать компоненты, которые понадобились для оказания первой помощи. А затем восполнить комплектацию аптечки.
Новые сервисы в личном кабинете работодателя на портале «Онлайнинспекция.рф»
«Электронная проверка» – позволит через интернет направить документы в ГИТ в ходе проверки.
«Категория риска» – поможет подать заявление о снижении категории риска и отследить решение инспекции. От категории риска зависит, попадет или нет предприятие в план проверок.
«Банк предприятий и организаций» – через него можно узнать о соблюдении трудового законодательства в организации.
Кроме того, теперь на портале можно задать вопрос виртуальному помощнику.
Рекомендации Роспотребнадзора заменяются на обязательные правила
(информация Правительства от 24.11.2020)
Председатель Правительства поручил Роспотребнадзору до конца ноября утвердить обязательные правила работы для работодателей в разных отраслях экономики во время пандемии. Ведомство сделает это на основе действующих рекомендаций. Обязательные правила нужны, так как рекомендации не всегда соблюдаются, а процент заболеваемости коронавирусом высокий.
Роспотребнадзор разработал рекомендации по коронавирусу для общепита, производителей и перевозчиков пищевых продуктов, фитнес-клубов и бизнеса в некоторых других сферах.
Минтруд разъяснил, нужна ли спецоценка после возврата работника с удаленки в офис
(письмо Минтруда от 15.10.2020 №15-2/ООГ-3040)
Ведомство разъяснило, нужно ли проводить спецоценку условий труда после того, как работника перевели с удаленки в офис после карантина.
Перечень оснований для проведения внеплановой спецоценки указан в статье 17 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Возврат сотрудника с дистанционной работы не входит в этот перечень. Значит, внеплановая спецоценка не нужна.
Ростехнадзор разъяснил, как идентифицировать объекты, связанные с обращением опасных веществ
(письмо Ростехнадзора от 18.09.2020 № 08-00-09/378)
Ростехнадзор ответил в письме, как идентифицировать объекты, связанные с обращением опасных веществ. Класс опасности ОПО устанавливают исходя из количества опасных веществ, которые одновременно находятся на ОПО. Поэтому нужно учитывать и использовать данные о максимальных объемах опасных веществ, которые могут находиться одновременно на ОПО.
Чтобы идентифицировать опасные вещества, можно использовать данные:
- проектной документации;
- паспорта безопасности химических веществ;
- карточек перевозимых опасных грузов, результатов исследований и испытаний;
- других официальных информационных источников, которые есть свободном доступе.
Характеристики опасных веществ определены в приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Это воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды. При этом различные вещества в зависимости от физико-химических свойств можно отнести к нескольким видам опасных веществ.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2020 года № 15-3/ООГ-3355
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минтруда России, и сообщает следующее.
Согласно подпункту «е» пункта 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденным приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее - Правила), финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Для обоснования финансового обеспечения проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников страхователь представляет список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований), утвержденный страхователем в соответствии с Порядком проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)» (далее - соответственно Порядок, Перечень факторов и Перечень работ).
В соответствии с пунктом 19 раздела III Порядка периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда (или действующим результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда), проведенной в установленном порядке;
выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ. Согласно пункту 22 Порядка в поименных списках указываются в том числе наименование вредного производственного фактора или вида работы.
В связи с изложенным, указанный в поименном списке страхователя вид работы, входящий в Перечень работ, является основанием для финансового обеспечения проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников согласно Правилам.
Заместитель Директора Департамента условий и охраны труда
Т.М. Жигастова
19. Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки) с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:
подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в установленном порядке Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (с изменениями на 18 мая 2020 года) (редакция, действующая с 1 июля 2020 года). В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности;
выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 октября 2020 года № 15-2/ООГ-3040
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.
В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1.6 Порядка внеплановый инструктаж проводится при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев).
В соответствии с пунктом 2.1.8 Порядка конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.
Таким образом, конкретный порядок проведения инструктажей по охране труда определяет работодатель в зависимости от производственной необходимости.
Порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона N 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ.
Иных оснований к проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах (в том числе после удаленной работы) Федеральным законом N 426-ФЗ не предусмотрено.
Одновременно сообщаем, что ответ Департамента на обращение не является нормативным актом, носит разъяснительный характер и представляет мнение Департамента на отдельный заданный вопрос гражданина.
Заместитель директора Департамента условий и охраны труда
А.А. Воротилкин
1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи.
3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.
4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 18 сентября 2020 г. N 08-00-09/378
ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С ОБРАЩЕНИЕМ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ
Управление общепромышленного надзора рассмотрело обращение по вопросам идентификации объектов, связанных с обращением опасных веществ. К функциям и полномочиям органов Ростехнадзора относятся полномочия и функции, связанные с промышленной безопасностью опасных производственных объектов на основе законодательных и нормативных требований.
Опасными производственными объектами, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), являются предприятия или их цехи, участки, площадки, и иные производственные объекты, с учетом критериев категорирования и классификации, указанных в Приложениях 1 и 2 к данному закону, с Примечаниями.
В соответствии с Приложением 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 Приложения 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ (в максимальных проектных значениях).
В соответствии с п. 6 "Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495, мероприятия по идентификации объектов в целях их отнесения (неотнесения) к категории опасных производственных объектов осуществляются организациями, предполагающими их эксплуатацию, самостоятельно (не исключая возможности привлечения специалистов или отдельных специализированных организаций), с учетом оценок влияния и инициирования возможных опасных и вредных производственных факторов, сопровождающих эксплуатацию объекта, в том числе при наличии обращающихся опасных веществ, на основе решений, реализованных в проектной документации.
Характеристики опасных веществ (воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды) обобщенно определены Приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ. При этом учитывается, что различные вещества могут в зависимости от физико-химических свойств идентифицироваться и учитываться как относящиеся к нескольким видам опасных веществ.
При идентификации опасных веществ могут использоваться данные из проектной документации, паспорта безопасности химических веществ и карточки перевозимых опасных грузов, результаты исследований и испытаний, а также другие информационные источники, официально изданные и находящиеся в открытом доступе.
Следует принимать во внимание, что необходимость перерасчета каких-либо веществ, растворов, газов, смесей газов и (или) жидкостей нормативно не установлена, но предусматривается использование и учет данных по иным опасным веществам, которые могут быть в фиксированных документально максимальных проектных объемах одновременно находиться на опасном производственном объекте (если иное не установлено специально для отдельных конкретных веществ).
Врио начальника Управления общепромышленного надзора
И.С.ЯСИНСКИЙ