Правила испытаний водителя указаны в пунктах 7–12 Порядка, утвержденного приказом Минтранса от 29.07.2020 № 264. Его проходят все водители при приеме на работу.
Испытание часто называют стажировкой, но эти понятия используются в разных нормативно-правовых актах. Поэтому с юридической точки зрения – это разные процедуры.
Стажировка – это понятие из Порядка обучения по охране труда. Водители не должны проходить стажировку, если на предприятии управление транспортным средством не является работой повышенной опасности. Перечень должностей работников, которые проходят стажировку, утверждает работодатель (п. 26 Порядка обучения № 2464).
Кому проводят
|
Испытание проводят с вновь принятыми водителями в организациях и ИП (п. 3 приказа Минтранса от 29.07.2020 № 264):
- где есть хотя бы один автобус или грузовик;
- которые перевозят пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
- которые перевозят грузы по договору перевозки.
|
Когда
|
Проведите испытание с водителем до начала самостоятельного выполнения трудовых функций (п. 7 приказа Минтранса от 29.07.2020 № 264). Продолжительность испытания – не больше трех месяцев (ст. 70 ТК).
|
Кто проводит
|
Испытание водителя проводят под руководством водителя-наставника. Наставника назначьте из других сотрудников-водителей, которые не попадали в ДТП по своей вине. Кроме того, у наставника должен быть стаж работы (п. 10 приказа Минтранса от 29.07.2020 № 264):
- при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле – не менее трех лет;
- при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе – не менее пяти лет.
|
Как
|
Общие требования по испытанию водителей для всех организаций (п. 8, 9 приказа Минтранса от 29.07.2020 № 264):
- испытание проводят как без выезда, так и с выездом на дороги общего пользования;
- для водителей маршрутных ТС испытание проводят с выездом на дороги общего пользования с движением по маршруту без пассажиров и с пассажирами;
- по возможности предоставляют новому водителю ТС того типа и модели, на которых он будет работать;
- желательно проводить испытание по будущим маршрутам водителя.
|
Как зарегистрировать
|
По итогам испытания оформите лист испытания. Форма документа произвольная, при этом в нем обязательно отразите (п. 12 приказа Минтранса от 29.07.2020 № 264):
- номер листа испытания;
- Ф. И. О. водителя-стажера;
- сведения о транспортном средстве, на котором проходило испытание: тип, марка, модель ТС;
- Ф. И. О. водителя-наставника;
- дату, время прохождения и срок испытания;
- заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за БДД.
Скачать лист испытания (образец)
|
ВОПРОС-ОТВЕТ
Сколько минимально смен стажировки должно быть у водителя
Водителям не проводят стажировку на рабочем месте. Однако, все водители при приеме на работу должны пройти испытание. Продолжительность испытания – не больше трех месяцев (ст. 70 ТК, п. 7 Порядка, утв. приказом Минтранса от 29.07.2020 № 264).
ВОПРОС-ОТВЕТ
Нужна ли стажировка для водителей по Порядку обучения № 2464, если в ПОТ на автомобильном транспорте не указана такая необходимость
Нет, не нужно.
Водители проходят стажировку, только в случае, если работодатель включил управление транспортным средством в перечень работ повышенной опасности (п. 26 Порядка обучения № 2464). Специальное требования к стажировки водителя в рамках обучения охране труда отсутствует.
Однако, все водители при приеме на работу должны пройти испытание. Продолжительность испытания – не больше трех месяцев (ст. 70 ТК, п. 7 Порядка, утв. приказом Минтранса от 29.07.2020 № 264).
ВОПРОС-ОТВЕТ
Нужна ли стажировка водителю легкового автомобиля
Нет, не нужна.
Водители легковых автомобилей проходят стажировку, если работодатель включил управление легковым транспортным средством в перечень работ повышенной опасности (п. 26 Порядка обучения № 2464). Специальное требования к стажировки водителя в рамках обучения охране труда отсутствует.
Однако, все водители при приеме на работу должны пройти испытание. Продолжительность испытания – не больше трех месяцев (ст. 70 ТК, п. 7 Порядка, утв. приказом Минтранса от 29.07.2020 № 264).
ВОПРОС-ОТВЕТ
Нужна ли стажировка водителю грузового автомобиля
Нет, не нужна.
Водители грузовых автомобилей проходят стажировку, если работодатель включил управление грузовым транспортным средством в перечень работ повышенной опасности (п. 26 Порядка обучения № 2464). Специальное требования к стажировки водителя в рамках обучения охране труда отсутствует.
Однако, все водители при приеме на работу должны пройти испытание. Продолжительность испытания – не больше трех месяцев (ст. 70 ТК, п. 7 Порядка, утв. приказом Минтранса от 29.07.2020 № 264).
ВОПРОС-ОТВЕТ
Нужно ли проводить обучение работнику как водителю, если он выполняет поручения работодателя на личном автомобиле
Требование не регламентировано, но рекомендуем обучить.
Если работник выполняет поручения работодателя на личном автомобиле, то рекомендуем прописать в должностной инструкции, что в его трудовые функции входит управление т/с. Тогда работнику будут положены все виды мероприятий для водителя (инструктажи, обучение, медосмотры и тд).
Такой алгоритм действий упростит прохождение проверки. Так как контролирующие органы могут признать такого сотрудника водителем. Водитель –лицо, управляющее транспортным средством (ст. 2 закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Включите компенсацию за использование личного т/с в трудовой договор (ст. 188 ТК).
Учебный центр «Строитель» проводит очное, дистанционное, а также обучение по охране труда с выездом на предприятие по программам А, Б, В, Первая помощь, СИЗ.
Также в наличии курсы по безопасности дорожного движения: Контролер технического состояния автотранспортных средств, Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре и Обеспечение безопасных условий перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Проводим подготовку водителей, перевозящих опасные грузы (ДОПОГ). Подготовка проводится в виде базового курса и, при необходимости, специализированных курсов подготовки (перевозка в цистернах, класс 1, класс 7).
Внутренние номера специалистов
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
7. Работники, принимаемые на работу непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее - водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
8. Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
9. Испытание водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
10. Испытание водителей проводится под руководством водителя- наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).
11. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.
12. Лист испытаний содержит следующие сведения:
номер листа испытаний;
фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
дата и время прохождения, испытательный период;
заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
26. Перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии). Обязательному включению в указанный перечень подлежат наименования профессий и должностей работников, выполняющих работы повышенной опасности.
Профессиональный отбор проводится работодателями с целью привлечения лиц к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств (далее - работники), соответствующих Профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", утверждаемым в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Профессиональные и квалификационные требования);
Профессиональный отбор включает в себя:
подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
испытание.
7. Работники, принимаемые на работу непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее - водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
10. Испытание водителей проводится под руководством водителя- наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).
8. Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
9. Испытание водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
12. Лист испытаний содержит следующие сведения:
номер листа испытаний;
фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
дата и время прохождения, испытательный период;
заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.