Минтруд подготовил проект по разработке правил и инструкций по охране труда
Минтруд опубликовал проект порядка, по которому можно будет разрабатывать инструкции и правила по охране труда. Также в этом проекте установили требования к содержанию инструкций и правил.
По проекту инструкции по охране труда состоят из пяти разделов. К каждому разделу указали темы, которые должны быть в них отражены. Например, в разделе «Требования охраны труда перед началом работы» нужно будет указать порядки:
- подготовки рабочего места;
- проверки материалов и заготовок;
- осмотра СИЗ;
- проверки исправности оборудования и приспособлений.
В проекте указали, что инструкции по охране труда можно не пересматривать, если условия труда на рабочих местах не изменились. То есть если у токаря не меняли условия труда или оборудование, то инструкция по охране труда для токаря продлевается еще на пять лет.
Также в проекте разработали требования к правилам по охране труда. По проекту правила должны содержать требования при организации работ, к производственным площадкам, оборудованию и хранению материалов. Такие правила должен будет разрабатывать работник, которого приказом руководителя назначали ответственным за разработку правил. Также с правилами необходимо будет знакомить работников под подпись.
Источник: проект Минтруда от 29.06.2021 Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.
С какой периодичностью проводить инструктажи по охране труда
Инструктажи по охране труда проводите не реже одного раза в полгода.
Для работников нужно организовать вводный и первичный инструктаж на рабочем месте при приеме на работу. Далее, им нужно организовать повторный инструктаж на рабочем месте не реже одного раза в шесть месяцев (п. 2.1.5 Порядка от 13.01.2003 N 1/29).
Свою периодичность инструктажей по охране труда могут устанавливать отраслевые и межотраслевые подзаконные акты (п. 2.1.8 Порядка от 13.01.2003 N 1/29). Например, для работников сложных и опасных производств некоторых отраслей промышленности инструктаж проводят раз в три месяца. Не реже раза в три месяца инструктаж проводят при выполнении работ с повышенными требованиями охраны труда.
С 1 июля работодатели должны вновь проводить аттестацию в области гидросооружений и электроэнергетики
Закончили действовать особые условия в области аттестации по промбезопасности, утвержденные постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1580. С 1 июля работодатели должны организовать аттестацию по промбезопасности для работников в обычном порядке. Также сотрудникам необходимо провести обучение по охране труда в электроустановках и на объектах теплоснабжения.
Минтруд опубликовал проект рекомендаций по выбору метода оценки профрисков
Минтруд подготовил проект рекомендаций, которые помогут выбрать метод оценки профрисков. Также в проекте указали, как разработать меры управления профрисками.
В проекте подготовили 13 методов оценки профрисков. Так, работодатель может выбрать для проведения оценки:
- контрольные листы;
- матричный метод;
- матричный метод на основе балльной оценки;
- анализ «галстук-бабочка»;
- анализ «затрат и выгод»;
- причинно-следственный анализ;
- метод анализа сценариев;
- метод анализа «дерево решений»;
- метод анализа уровней защиты;
- метод технического обслуживания, направленный на обеспечение надежности;
- метод анализа первопричины;
- метод анализа влияния человеческого фактора;
- оценку профессионального риска для здоровья работников.
По проекту методы оценки профрисков нужно выбирать в зависимости от работы организации. Например, малому бизнесу и микропредприятиям лучше подойдут контрольные листы или матричный метод. А для оценки рисков производственных процессов – метод анализа сценариев, «дерево решений» или анализ уровней защиты.
Если проект примут, он вступит в силу с 1 марта 2022 года.
Источник: проект Минтруда от 30.06.2021 Об утверждении Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска.
Что проверяет ГИТ в системе управления охраной труда
В рамках плановых проверок ГИТ инспекторы обязаны руководствоваться проверочными листами. К СУОТ относится проверочный лист № 31, согласно которому проверяется:
- наличие у работодателя положения о СУОТ, утвержденного приказом;
- наличие у работодателя политики в области охраны труда.
Также Роструд утвердил рекомендации для ГИТ по проверке систем управления охраной труда на предприятиях. Инспекторы применяют эти рекомендации при расследовании несчастных случаев и внеплановых проверках в связи с несчастными случаями. Проверка СУОТ состоит из двух частей: анализа документов и условий на рабочих местах.
В рекомендациях Роструда упор сделан на проверку соответствия СУОТ типовому положению. То есть в положение о СУОТ в организации включите все элементы, которые указаны в типовом положении.
Также инспектор проверит:
- как проводите спецоценку условий труда;
- как управляете профрисками;
- как проводите идентификацию и оценку профрисков;
- план мероприятий по управлению рисками;
- как оцениваете возможности устранения рисков;
- какие меры принимаете по исключению или снижению рисков.
Вступили в силу правила разработки программ профилактики рисков причинения вреда охраняемым ценностям
С 1 июля 2021 года действуют правила разработки программ профилактики рисков причинения вреда охраняемым ценностям. Такие программы будут составлять надзорные органы. Например, инспекция по труду.
Программы рисков разместят на официальных сайтах надзорных органов. Сделать это нужно не позже 1 октября. Также надзорные органы должны указать электронную почту, на которую можно будет присылать предложения по программам рисков.
В программу профилактики рисков входят:
- анализ и описание профилактической деятельности;
- проблема по профилактике;
- цели и задачи профилактики;
- перечень
- сроки проведения мероприятий;
- результат и эффективность профилактики.
Также в программе должны указывать период обязательных профилактических визитов. Такие периоды не будут согласовывать публично.
Источник: постановление Правительства от 25.06.2021 № 990.
Минпромторг запустил сервис для работодателей для подачи сведений о вакцинации сотрудников
Минпромторг сообщил работодателям, что появился сервис для подачи сведений о вакцинации сотрудников. Сервис находится на портале Государственной информационной системы промышленности.
В сервисе нужно указывать данные о сотрудниках, которые вакцинировались и собираются привиться от коронавируса. Также вносят тех сотрудников, которые переболели коронавирусом.
Информация с сервиса потребуется Роспотребнадзору, чтобы разработать рекомендации по предотвращению распространения коронавируса.
Источник: информация Минпромторга от 28.06.2021.
Росприроднадзор подготовит порядок составления акта по оплате за НВОС
Росприроднадзор разработает порядок составления акта проведения контроля за исчислением платы за НВОС, а также форму акта.
Напоминаем, что акт об оплате за НВОС составляют на работодателей в том случае, если декларация о плате была подана с ошибками или не были внесены изменения вовремя. Такой акт будет составлять Минприроды в течение 20 дней после того, как работодатель подал документы с ошибками. Это указано в пункте 44 Порядка исчисления платы за НВОС, который утвержден постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255.
Поучаствовать в обсуждении проекта можно на официальном сайте для размещения проектов НПА.
Источник: Проект Об утверждении Порядка составления акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду и его формы.
Минприроды объяснило, как подготовить проект НООЛР и кто должен платить за НВОС
Минприроды разъяснило, как подготовить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – НООЛР) по экологии. Такие проекты должны быть у юрлиц и ИП, которые относятся к объектам I и II категорий.
Ведомство указало, что разрабатывать проекты НООЛР нужно по порядку, который утвержден приказом Минприроды от 08.12.2020 № 1029. К такому порядку подготовили методические рекомендации.
Также Минприроды напомнило объектам II категории, что при разработке НООЛР нужно указывать сводные данные по образованию отходов. В такие данные включают перечень и количество отходов, которые ежегодно размещаются на объектах.
Ведомство разъяснило, что платить за негативное воздействие на окружающую среду должны:
- юрлица и ИП, у которых образовались отходы;
- региональные операторы по обращению с ТКО;
- операторы по размещению ТКО.
Также Минприроды уточнило, что объекты должны платить за негативное воздействие на окружающую среду в том случае, если такие объекты передали право собственности на размещение отходов. Порядок такой платы утвержден постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255.
Источник: письмо Минприроды от 06.05.2021 № 25-50/6148-ОГ.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
Письмо
О рассмотрении обращения по вопросу подготовки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Минприроды России в рамках своих полномочий рассмотрело обращение по вопросу разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и сообщает.
Порядок обращения с отходами производства и потребления установлен Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ).
Положениями статьи 1 Закона № 89-ФЗ определено, что размещение отходов - хранение и захоронение отходов; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР).
Одновременно с этим, согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) НООЛР устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона № 89-ФЗ НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 7 статьи 18 Закона 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1029 (далее - Порядок № 1029).
Согласно пункту 10 Порядка № 1029, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 7 декабря 2020 г. № 1021 (далее - Порядок № 1021).
Согласно пункту 15 Порядка № 1021 НООЛР, разрабатываемые применительно к объектам НВОС II категории, содержат, в том числе сводные данные по образованию отходов.
В соответствии с пунктом 24 Порядка № 1021 в разделе "Сводные данные по образованию отходов и их размещению" НООЛР объектов НВОС II категории указываются перечень и количество видов отходов, планируемых к ежегодному размещению в конкретных объектах размещения отходов, в табличном виде (согласно рекомендуемому образцу, содержащемуся в приложении № 13 в Порядке № 1021). В графах 2, 3 и 4 приложения 13 к Порядку № 1021 указывается наименование вида отхода и код по федеральному классификационному каталогу отходов, формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792. В графах 7 и 9 приложения 13 к Порядку № 1021 указывается наименование и номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792.
Пунктом 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона № 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ и пунктами 4 и 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов вносят: юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (за исключением ТКО); региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по размещению ТКО.
При этом следует обращать внимание, что передача права собственности (или иного права) на размещаемые отходы не освобождает вышеуказанных лиц от обязанности по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативнее воздействие на окружающую среду" (далее - Правила № 255).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО рассчитывается по формулам пунктов 18.1 и 18.2 Правил № 255.
В формулах указанных пунктов показатель МТКОчрj - платёжная база за размещение ТКО j-го класса опасности, определяемая лицом, обязанным вносить плату при размещении ТКО, за отчётный период как объём или массу ТКО, принятых в целях их размещения (за исключением объёма или массы ТКО из общего объёма или массы принятых ТКО, которые были утилизированы в течение отчётного периода).
К указанному показателю (МТКОчрj) предусмотрено применение к ставкам платы дополнительного коэффициента Кл, равного 1.
Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления - начальник отдела отраслевого взаимодействия А.И.Панкратов