Будут усилены меры пожарной безопасности на социальных объектах
Усилят меры пожарной безопасности на социальных объектах, соответствующие изменения внесли в п. 32 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
Изменения предусматривают, что с 1 марта 2024 года электроустановки зданий общежитий, хостелов, общеобразовательных организаций, образовательных организаций с наличием интерната, детсадов, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирных), спальных корпусов организаций отдыха детей и их оздоровления, медицинских организаций, предназначенных для осуществления медицинской деятельности, должны быть оборудованы устройствами защиты от дугового пробоя, которые поддерживаются в исправном состоянии. Оборудование таких зданий, введенных в эксплуатацию до 1 марта 2024 года, указанными устройствами защиты осуществляется при их реконструкции или капитальном ремонте.
Источник: постановление Правительства от 30.03.2023 № 510.
Работодатели будут оплачивать сотрудникам профилактику профзаболеваний в рамках пилотного проекта
Отдельные работодатели будут оплачивать сотрудникам профилактику профзаболеваний с с последующим возмещением понесенных расходов из бюджета Социального фонда России (далее – СФР). Пилотный проект по проведению профилактики профессиональных заболеваний работников в отдельных видах экономической деятельности проводится с 1 марта по 31 декабря 2023 года.
Согласно пилотного проекта работодатели будут оплачивать:
- профилактику профессиональных заболеваний работников в реабилитационных центрах Фонда пенсионного и социального страхования РФ;
- дополнительный отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска), предоставляемый работникам на период проведения профилактики профессиональных заболеваний с учетом времени на проезд;
- проезд работников к месту проведения профилактики профессиональных заболеваний и обратно;
- медосмотры работников по результатам профилактики профессиональных заболеваний;
- страховые взносы на суммы расходов на финансирование указанных мероприятий.
В пилотном проекте принимают участие отдельные работодатели. Список участников определяет Фонд пенсионного и социального страхования по согласованию с Минтрансом, Минпромторгом и Минэнерго.
Источник: постановление Правительства от 01.02.2023 № 134.
Cняли ограничения на выдачу предписаний об устранении выявленных в рамках госконтроля (надзора) нарушений
С 17 марта 2023 сняли ограничения на выдачу предписаний об устранении выявленных в рамках госконтроля (надзора) нарушений.
Добавили основание для проведения внеплановой проверки при условии согласования с органами прокуратуры при истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданного после 1 марта 2023 года (абзац одиннадцатый подпункт «а» пункта 3 постановления № 336).
Таким образом, контрольные (надзорные) органы могут выдавать новые предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований без ограничений и оценивать их исполнение, в том числе в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Источник: постановление Правительства от 10.03.2022 № 336 и письмо Минэкономразвития от 24 марта 2023 № ОГ-Д24-2738.
Увеличили размеры страховых выплат потерпевшим в результате аварий на ОПО и ГТС
С 30 марта 2023 года увеличили компенсационные выплаты на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях:
- семьям погибших – до 3 млн руб.;
- возмещение вреда имуществу физического лица – до 750 тыс. руб.;
- возмещение вреда имуществу юридического лица — до 1 млн руб.;
- в связи с нарушением условий жизнедеятельности пострадавших – до 300 тыс. руб.;
- возмещение расходов на погребение потерпевших — до 40 тыс. руб.
Также выросли страховые суммы по договорам обязательного страхования для опасных объектов:
- при количестве потерпевших более 3 тыс. человек страховая сумма – до 9,75 млрд руб.;
- при количестве потерпевших от 1,5 тыс. до 3 тыс. человек — до 1,5 млрд руб.;
- при количестве потерпевших от 300 до 1,5 тыс. человек — до 750 млн руб.;
- при количестве потерпевших от 150 до 300 человек — до 150 млн руб.;
- при количестве потерпевших от 75 до 150 человек — до 75 млн руб.;
- при количестве потерпевших от 10 до 75 человек — до 37,5 млн руб.;
- для иных опасных объектов, в отношении которых предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения, — до 15 млн руб.
Источник: Федеральный закон от 29.12.2022 № 628-ФЗ.
Планируют внести изменения в порядок обучения санминимуму
Роспотребнадзор разработал проект изменений в статью 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Проект предусматривает следующие изменения:
- термин «аттестация» заменят на «оценку»;
- Роспотребнадзор наделят полномочием устанавливать порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и оценки её уровня для работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее – санминимум) по согласованию с Минздравом;
- проведение оценки уровня профессиональной гигиенической подготовки проводится федеральными государственными учреждениями, входящими в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Проект Федерального закона размещен для общественных обсуждений на портале проектов нормативных актов, публичные обсуждения продлятся до 10 апреля 2023 года.
Источник: проект Федерального закона от 28.03.2023.
Роструд разъяснил, нужно ли знакомить с картой спецоценки временного работника
Эксперты Роструда разъяснили, обязан ли работодатель знакомить с картой специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работника, который временно выполняет работы на этом рабочем месте.
Согласно законодательства работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами СОУТ на его рабочем месте (п. 2 статьи 4 закона 426-ФЗ), в том числе данное требование распространяется на временного сотрудника, который выполняет работы на данном рабочем месте. А работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда (п. 2 статьи 5 закона 426-ФЗ).
Источник: информация от Роструда.
Разъяснили особенности учета отходов и побочных продуктов производства
Минприроды разъяснило особенности учета отходов и побочных продуктов производства.
Работодатели самостоятельно определяют отнесение образующихся веществ к отходам либо побочным продуктам производства. Одно и тоже вещество может быть отнесено как к отходам, так и к побочным продуктам, при таком отнесении порядок учета такого вещества и разграничения объема его образования устанавливается политикой в соответствии с законом № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете».
На основании пункта 4 статьи 51.1 закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» работодатели в результате деятельности которых образовались побочные продукты производства, вносят эти данные в программу производственного экологического контроля (далее – ПЭК) и отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в соответствии с порядком, установленным статьей 67 Закона № 7-ФЗ.
В программу ПЭК и отчет об организации и результатах ПЭК вносят информацию:
- о видах побочных продуктов производства;
- об объемах побочных продуктов производства;
- о дате образования побочных продуктов производства;
- о сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам;
- о результатах применения в собственном производстве или о передаче другим лицам.
Источник: письмо Минприроды от 16.03.2023 № 25-47/9247.
Минтруд обновит административные регламенты по вопросам охраны труда
Минтруд планирует обновить четыре административных регламента по охране труда:
- Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).
- Рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших спецоценку, с результатами экспертизы качества СОУТ.
- Аттестация на право выполнения работ по СОУТ и выдаче в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по СОУТ.
- Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
При утверждении новых регламентов будут признаны утратившими силу приказы Минтруда от 19.05.2015 № 304н, от 08.07.2016 № 350н, от 29.04.2015 № 258н, от 23.04.2015 № 242н.
Источник: проекты приказов Минтруда № 1, № 2, № 3, № 4.
Ростехнадзор утвердил рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью
Ростехнадзор актуализировал руководство по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты».
Руководство содержит рекомендации:
- по разработке документации систем управления промышленной безопасностью (далее – СУПБ);
- внедрению СУПБ;
- повышению результативности функционирования СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее – ОПО).
Руководство распространяется на организации:
- эксплуатирующие ОПО I или II класса опасности, которые обязаны создавать СУПБ и обеспечивать их функционирование;
- эксплуатирующие ОПО III или IV класса опасности, которые могут создавать СУПБ и обеспечивать их функционирование на добровольной основе.
Признается утратившим силу приказ Ростехнадзора от 29.06.2020 № 248, которым утверждено аналогичное руководство.
Источник: приказ Ростехнадзора от 09.03.2023 № 103.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 марта 2023 г. № ОГ-Д24-2738 “О рассмотрении обращения”
Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения положений постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) в части возможности оценки исполнения предписания, выданного после 1 марта 2023 г., и сообщает.
С 17 марта 2023 г. были признаны утратившими силу положения пункта 7(1) постановления N 336, устанавливающие ограничения на выдачу предписаний.
Кроме того, в соответствии с абзацем одиннадцатым подпункта "а" пункта 3 постановления N 336 основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, внеплановой проверки при условии согласования с органами прокуратуры является истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданного после 1 марта 2023 года.
Таким образом, в настоящее время контрольные (надзорные) органы могут выдавать новые предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований без ограничений и оценивать их исполнение, в том числе в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Обращаем внимание, что данное письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования И.В. Судец
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ
ПИСЬМО
от 16 марта 2023 года № 25-47/9247
Об обращении с вторичными материальными ресурсами
Минприроды России в соответствии с указанными письмами рассмотрело обращение по вопросу обращения с вторичными ресурсами и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 268-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 51.1 Закона № 7-ФЗ.
При этом законодательство об обращении с отходами производства и потребления не содержит запретов в части объемов отнесение образуемых веществ к отходам либо к побочным продуктам. Вместе с тем необходимо принять во внимание, что в случае отнесения одного и того же вещества к отходам и побочным продуктам производства порядок учета такого вещества и разграничения объема его образования или целевого использования должен быть установлен учетной политикой в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В соответствии с пунктом 4 статьи 51.1 Закона № 7-ФЗ в редакции Закона № 268-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались побочные продукты производства, информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи отражают в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с порядком, установленным статьей 67 настоящего Закона № 7-ФЗ.
Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления В.В. Руденко