Сократили периодичность проведения обучения работников угледобывающих организаций по программам ДПО
Госдума внесла изменения в Закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».
Сократили периодичность прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (ДПО). Работники организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), которые руководят горными и взрывными работами, будут проходить ДПО не реже чем 1 раз в 3 года. Сейчас периодичность не реже 1 раза в 5 лет.
Закон вступает в силу с 1 сентября.
Источник: закон от 24.07.2023 № 373-ФЗ.
В ТК внесут статью о едином реестре несчастных случаев на производстве
В Госдуму внесли законопроект о создании Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве (Далее – система). Нововведения позволят собирать точные и объективные данные о пострадавших и погибших от несчастных случаях во всех отраслях экономики.
В систему будут вносить:
- информацию об организации, на производстве которой произошел несчастный случай;
- данные о госрегистрации физлица в качестве ИП – для самозанятых и ИП;
- информацию о председателе и членах комиссии по расследованию группового несчастного случая на производстве, тяжкого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом;
- копии материалов и расследования и копии актов о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжкого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом;
- СНИЛС пострадавшего в результате несчастного случая на производстве;
- сообщение работодателя (по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего) о последствиях несчастного случая и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Информацию о несчастном случае представляют в территориальный Роструд для внесения данных в систему.
По проекту информацию предоставляют:
- все юрлица, независимо от их отнесения к отдельным отраслям экономики;
- фермерские хозяйства;
- ИП и самозанятые, которые заключают трудовые договоры и ГПД с работниками.
За непредставление этих сведений будет предусмотрена административная ответственность.
Если проект примут, закон вступит в силу с 1 января 2024 года.
Источник: проект № 409465-8.
Предложили изменить порядок рассмотрения разногласий по экспертизе качества СОУТ
Минтруд подготовил проект изменений в порядок рассмотрения разногласий по экспертизе качества СОУТ.
Заявить о разногласиях смогут работники, работодатели, профсоюзы, страховые компании, организации, которые проводили СОУТ, а также органы исполнительной власти.
Расширили перечень оснований для отказа в рассмотрении разногласий. Претензии не примут в работу если:
- нет копии заключения госэкспертизы условий труда;
- данные копии отличаются от информации в заявлении;
- срок действия результатов СОУТ истек на дату обращения.
Публичное обсуждение проекта завершат 10 августа.
Источник: проект Минтруда от 19.07.2023.
Планируют освободить работодателей от обязанности подтверждать основной вид деятельности
Правительство внесло в Госдуму проект изменений в Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» По проекту планируют отменить необходимость ежегодного подтверждения организациями основного вида экономической деятельности.
По проекту ежегодно представлять документы для подтверждения ОКВЭД будут только обособленные подразделения, у которых есть счета и которые производят выплаты работникам.
Организации и ИП должны будут извещать ФНС об изменении основного вида деятельности, а также, в случае если процентная доля хотя бы по одному из указанных кодов ОКВЭД изменилась более чем на 20%.
Законопроект определяет ЕГРЮЛ и ЕГРИП в качестве единственных источников данных о кодах ОКВЭД организаций.
Кроме того, законопроект вносит изменения в Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Сведения, которые содержатся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, дополняются данными о процентной доле осуществляемых видов экономической деятельности.
Нововведения вступят в силу с 1 сентября 2024 года.
Источник: проект Правительства от 20.07.2023 № 406676-8.
Правила передачи личных дел пострадавших от несчастных случаев по месту их постоянного жительства утратят силу
СФР признал утратившими силу правила передачи личных (учетных) дел пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по месту их постоянного жительства. Изменения вступают в силу с 1 сентября 2023 года.
Взамен разрабатывают проект новых правил передачи дел. Работа будет организована в беззаявительном порядке, документы будут предоставлять в электронном виде по определенному перечню.
Источник: проект СФР от от 12.05.2023.
Аттестацию по транспортной безопасности заменили на проведение инструктажа для некоторых видов транспорта
Госдума внесла правки в закон от 09.02.2007№ 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Нововведение коснется персонала автомобильного, железнодорожного и электрического городского наземного транспорта.
Персонал вместо аттестации по безопасности транспортных средств будет проходить инструктаж и проверку знаний в указанной области.
Паспорт обеспечения безопасности транспортного средства по решению субъекта инфраструктуры можно будет направить в компетентный орган в электронном виде с использованием ЕГИС ОТБ. Компетентный орган в течение десяти дней с даты поступления электронного документа направляет информацию о его получении с использованием ЕГИС ОТБ.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением пп. «б» п. 2 ст. 1, который вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Источник: закон от 24.07.2023 № 387-ФЗ.
Внесли изменения в ведение отчетности по спецоценке
Госдума внесла изменения в Закон «О специальной оценке условий труда». Новшества позволят перейти от бумажного документооборота к цифровому, а также эффективнее контролировать экспертные организации.
Разрешили составлять отчет по спецоценке в электронном виде. В этом случае члены комиссии смогут подписать документ электронной подписью.
Организациям, которые проводят спецоценку, разрешили предоставлять актуальные сведения об экспертном составе в электронном виде. В случае изменения состава работодатель должен уведомить Минтруд в течение 10 рабочих дней через личный кабинет во ФГИС СОУТ. К уведомлению прикладывают копии подтверждающих документов. Электронный документ подписывают усиленной квалифицированной подписью.
Сертификат эксперта и выписку из реестра будут выдавать только в электронном виде. В системе учета документ сформируется автоматически. Бумажные сертификаты выдавать перестанут. Оформленные до 1 марта 2022 года бумажные сертификаты действуют в пределах своего срока.
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2023 года.
Минтруд уточнил условия освобождения госслужащих от обучения по охране труда
Минтруд в письме разъяснил, в каких случаях госслужащих могут освободить от обучения по охране труда.
Допускается освобождение отдельных категорий работников от прохождения обучения по охране труда, если:
- трудовая деятельность работника связана с опасностями, источниками которых является офисная организационная техника или бытовая техника, которая не используется в технологическом процессе. Условия труда работника по результатам СОУТ оптимальные или допустимые;
- информация о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии опасностей доведена до работников в рамках вводного или первичного инструктажа по охране труда.
Источник: письмо Минтруда от 02.06.2023 № 15-2/ООГ-2891.
Апелляционный суд удовлетворил жалобу работодателя, которого дважды оштрафовали по результатам одной проверки
Суд рассмотрел дело, в котором инспектор ГИТ оштрафовал работодателя за несоблюдение требований охраны труда.
На производстве произошел тяжелый несчастный случай. При расследовании несчастного случая инспектор выявил нарушения. Работодатель не организовал для слесаря-ремонтника, который выполняет работы на высоте, прохождение обязательного психиатрического освидетельствования. Инспектор ГИТ установил, что работник не прошел обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, а также не прошел практическое обучение. Работодателя оштрафовали за нарушение статьи 214 и статьи 220 ТК, а также пунктов 12, 16, 21 Правил по охране труда при работе на высоте.
Работодатель решил оспорить штраф в суде. Он утверждал, что в документах (актах) есть существенные недостатки, поскольку в них неверно определили круг виновных лиц. В первой инстанции оспорить это не удалось. Однако апелляционный суд отменил наказание.
Суд установил, что если в рамках одной проверки выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена разными статьями КоАП, то наказание назначается в пределах санкции, которая предусматривает более строгое наказание. В данном случае судом первой инстанции не учтено, что административным органом нарушен принцип назначения наказаний.
Источник: постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 № 15АП-6218/2023.
Обновили перечень индикаторов риска нарушения трудового законодательства
Минтруд расширил перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований норм трудового права. Индикаторы являются основанием для проведения внеплановых проверок за соблюдением трудового законодательства.
Перечень дополнили тремя индикаторами:
- возрастание числа несчастных случаев с легкими последствиями. Будут сравнивать квартал текущего года с аналогичным периодом предыдущего года. При этом учтут среднесписочную численность работников;
- отсутствие в ФГИС СОУТ информации о результатах оценки условий труда у работодателя, который зарегистрирован в ЕГРЮЛ или ЕГРИП более 12 месяцев назад. Работодатель должен быть страхователем в СФР и представлять информацию о 50 и более застрахованных лицах;
- после проведения последней оценки условий труда прошло более 5 лет – при наличии рабочих мест с вредными или опасными условиями труда.
Уточнили действующий индикатор риска. В заявлении о банкротстве работодателя суд будет учитывать среднесписочную, а не среднестатистическую численность работников (пп. 1 п. 2 изменений).
Документ вступает в силу с 1 августа и будет действовать до конца 2025 года.
Источник: приказ Минтруда от 27.03.2023 № 215н.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
Письмо Минтруда России от 02.06.2023 № 15-2/ООГ-2891
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2023 года № 15-2/ООГ-2891
Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции Ваши обращения, поступившие на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее - Правила).
Правила устанавливают обязательные требования к обучению по охране труда и проверке знания требований охраны труда у работников, заключивших трудовой договор с работодателем, а также требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда (пункт 1 Правил).
В пункте 52 Правил указаны категории работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые проходят обучение требованиям охраны труда по программам, указанным в пункте 46 Правил.
Так, работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления проходят обучение требованиям охраны труда по следующим программам обучения требованиям охраны труда:
а) заместитель руководителя, в ведении которого находятся вопросы охраны труда, - по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте "а" пункта 46 настоящих Правил;
б) руководители структурных подразделений - по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте "а" пункта 46 настоящих Правил;
в) специалисты, осуществляющие функции специалиста по охране труда, - по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 46 настоящих Правил.
В пункте 53 Правил указаны категории работников, которые проходят обучение требованиям охраны труда по программам, указанным в пункте 46 Правил.
Дополнительно сообщаем, что пунктом 54 Правил предусмотрено, что если трудовая деятельность отдельных категорий работников, указанных в подпункте "в" пункта 53 настоящих Правил, связана с опасностями, источниками которых являются персональные электронно-вычислительные машины (персональные компьютеры), аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иная офисная организационная техника, а также бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства, и при этом другие источники опасности отсутствуют, а условия труда по результатам специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми, обучение по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте "б" пункта 46 настоящих Правил, по решению работодателя может не проводиться. Также может не проводиться обучение по этой программе обучения требованиям охраны труда руководителей (заместителей руководителей) работников, указанных в подпункте "б" пункта 53 настоящих Правил. При этом информация о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии таких источников опасности доводится до работников в рамках проведения вводного или первичного инструктажа по охране труда.
С учетом изложенного поясняем, что допускается освобождение отдельных категорий работников от прохождения обучения по охране труда, в случае если исполнение обязанностей государственными гражданскими служащими на рабочих местах связано с источниками опасности, указанными в пункте 54 Правил, при условии доведения информации о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии опасностей до работников в рамках вводного инструктажа по охране труда или первичного инструктажа по охране труда (при его проведении).
Одновременно сообщаем, что ответ на Ваше обращение не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента на отдельно заданные вопросы.
Заместитель директора Департамента условий и охраны труда А.А. Воротилкин