Минтруд опубликовал новое положение системы управления охраной труда
Минтруд разработал проект примерного положения системы управления охраной труда. Он заменит действующее типовое положение, которое утверждено приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н.
В новом положении определили порядок консультации и взаимодействия по охране труда. Для этого разработали три механизма, которые работодатель должен обеспечить. Например, предоставить время и выделить ресурсы работникам для участия в обсуждении и решении вопросов по охране труда. Кроме того, работодателя обязали разработать и развивать культуру безопасного труда. Это должно стать одним из ключевых элементов работы СУОТ, который поможет снизить уровни профессиональных рисков.
Кроме того, в новом положении определили, кому можно не разрабатывать систему управления охраной труда или разработать в упрощенном виде, ввели новые обязательные процедуры по ОТ, по которым нужно разработать регламенты, выделили блок по управлению профрисками, ввели новые мероприятия, которые нужно вносить в план мероприятий по ОТ, прописали требования к обучению и развитию компетенций по ОТ.
Кому можно не разрабатывать СУОТ
По проекту СУОТ можно не разрабатывать:
- физлицам, которые не зарегистрированы как ИП;
- ИП с численностью работников не более 35 человек либо не больше 20 человек для ИП, которые занимаются розничной торговлей;
- работодателям с численностью не более 100 человек, которые не занимаются производственной деятельностью и без производственного оборудования;
- работодателям с численностью от 100 до 500 человек, которые не занимаются производственной деятельностью и без производственного оборудования, но со специалистом по охране труда;
- малым предприятиям.
Структуру СУОТ можно делать упрощенной, если в организации работает не более 100 человек. По действующему типовому положению о СУОТ упростить СУОТ можно в случае, когда в компании не более 15 человек.
Новые процедуры по охране труда
По новому положению необходимо прописать в ЛНА организации порядок разработки и реализации еще 11 процедур по ОТ:
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений;
- обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов, эксплуатации применяемого производственного оборудования, инструментов, сырья и материалов;
- социальное страхование работников;
- расследование, оформление, учет аварий, инцидентов, несчастных случаев и микроповреждений (микротравм), профзаболеваний и реагированию на них в рамках СУОТ;
- взаимодействие с органами госнадзора, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
- организация и проведение работ повышенной опасности;
- электронный документооборот по охране труда;
- контроль соблюдения требований охраны труда;
- аудио-, видео-, фотофиксация производственных процессов;
- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников;
- разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда.
Управление профессиональными рисками
По новому положению система управления охраной труда будет считаться работающей, если работодатель внедрил процедуру управления профрисками. Для этого работодатель может использовать методики для оценки профрисков. В Минтруде должны разработать рекомендации, которые помогут работодателям выбрать нужную методику оценки профрисков.
План мероприятий по охране труда
В плане мероприятий по охране труда дополнительно нужно будет указать восемь мероприятий:
Кроме того, о результатах исполнения мероприятий нужно будет вносить информацию в специальные государственные информационные системы.
Обучение и развитие компетенций по охране труда
Работодателю придется прописать в ЛНА:
- требования к профподготовке по ОТ работников, к проверке, поддержанию и развитию профподготовки;
- перечень профессий работников и тех, кто выполняет работы повышенной опасности, которые проходят стажировку по охране труда и которые проходят подготовку по ОТ в УЦ;
- перечень работников, которых освободили от первичного и повторного инструктажа и стажировки;
- ответственных за инструктажи на рабочем месте и стажировки по ОТ;
- вопросы по программе инструктажей по ОТ;
- состав комиссии по проверке знаний требований ОТ и правила ее работы;
- перечень вопросов, по которым работникам будут проводить проверку знаний;
- порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи;
- порядок организации и проведения инструктажей и стажировки.
Если проект примут, он начнет действовать с 1 сентября.
Поучаствовать в обсуждении положения можно на официальном сайте.
Источник: проект приказа Минтруда от 10.03.2021.
Минтруд разъяснил, по какому перечню направлять на медосмотр – по приказу № 988н/1420н или по приказу № 29н
Направлять на медосмотр можно по видам работ, которые перечислены в приказе Минтруда, Минздрава № 988н/1420н и в приказе Минздрава № 29н. Такое мнение высказали в Минтруде.
В ведомстве указали, что если в приказе № 29н есть виды работ, которые отсутствуют в новом перечне, то направлять на медосмотр нужно по приказу № 29н.
Напомним, что в приказе № 29н есть виды работ, которых нет в приказе № 988н/1420н:
- работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации;
- работы на водопроводных сооружениях, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей;
- работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей;
- работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
- работы в медицинских организациях.
Минтруд уточнил, что разница в перечнях связана с тем, что в приказе № 29н указан список работ, при выполнении которых обязательные медосмотры проводят в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний. Эти работы не входят в полномочия Минтруда и поэтому не указаны в приказе № 988н/1420н.
Источник: письмо Минтруда от 12.03.2021.
Роструд разъяснил, можно ли новому работнику выдать использованные СИЗ
Роструд пояснил, можно ли выдавать новым работникам средства индивидуальной защиты (СИЗ), которые использовались ранее. По мнению ведомства, выдавать такие СИЗ можно, если им провели стирку, обезвреживание, ремонт и другие мероприятия по уходу.
Роструд напомнил, что определять мероприятия по уходу, процент износа и пригодность СИЗ к использованию может комиссия по охране труда или ответственный за такую работу работник.
Источник: письмо Роструда от 19.02.2021.
Планируют изменить требования к охране здоровья работников в угольной промышленности
Правительство подготовило проект, в котором планируют изменить требования к охране здоровья для работников, которые работают во вредных и опасных условиях труда. В нем определили виды медосмотров для работников и какие документы должен разработать работодатель.
Какие медосмотры нужно проводить работникам
В новых требованиях необходимо проводить предсменные, внутрисменные и послесменные медосмотры для работников, которые заняты на подземных работах. После смены работникам нужно обеспечить послесменную реабилитацию.
На медосмотрах будут проводить химико-токсикологическое исследование. Это мероприятие определяет наличие или отсутствие наркотических средств и психотропных веществ у работников. Такое исследование нужно проводить два раза в год с работниками, которые заняты на подземных работах.
В проекте предусмотрели возможность использовать телемедицину при проведении медосмотров и исследований на наркотические средства и психотропные вещества.
Какие документы должны разработать работодатели
Работодатели должны разработать и организовать работу программ укрепления здоровья. Они должны информировать работников о рисках для здоровья, мотивировать вести здоровый образ жизни и создать условия, которые помогут вести такой образ жизни. Например, в организации могут проводить спортивные занятия.
Если изменения примут, они вступят в силу 1 июля.
Источник: проект Правительства от 22.03.2021.
Минздрав обновил требования к знакам о запрете курения
Утвердили новые требования к знаку о запрете курения, потребления никотиносодержащей продукции или использования кальянов. Новые требования начнут действовать 1 сентября и заменят требования, которые утверждены приказом Минздрава от 12.05.2014 № 214н.
Знаки нужно размещать в помещениях, где нельзя курить табак, потреблять никотиносодержащую продукцию и использовать кальян. В действующих требованиях знак вешают там, где нельзя курить табак.
По новым требованиям на знаке может быть надпись: «Курение табака, потребление никотиносодержащей продукции и табака, потребление никотиносодержащей продукции и использование кальянов запрещено».
Кроме того, определили размер знака, который нужно разместить в транспорте. Он должен быть не менее 5 × 5 мм.
Источник: приказ Минздрава от 20.02.2021 № 129н.
Минприроды объяснило, как платить за НВОЗ, если нет действующих разрешений
Если у работодателя нет разрешительной документации, то платить за негативное воздействие на окружающую среду надо как за сверхлимитное. Об этом Минприроды рассказало в официальном письме. Также к работодателям будут применять стимулирующий коэффициент Кпр 100, если у них нет комплексного экологического разрешения (КЭР). Это касается объектов I и II категорий.
Минприроды уточнило, что коэффициент 100 применят к объектам I категории, если у них истек срок действия разрешительных документов и нет возможности получить КЭР.
Источник: письмо Минприроды от 17.03.2021.
Планируют новые поправки в правила противопожарного режима
Правительство опубликовало новый проект изменений в правила противопожарного режима. В него внесли 49 правок.
По новым правилам руководители должны обеспечить исправность, утепление и очистку от снега и льда пожарных гидрантов. Также должны организовать проезд пожарных машин к гидрантам. В действующих правилах работодатели оповещали пожарную охрану, если для гидрантов отключали воду или давление в сети было небольшим.
Дополнили список помещений, в которых эвакуационные выходы должны открываться без ключа. Планируют распространить это требование на помещения, в которых находится более 15 человек.
На объектах защиты можно будет проводить изменения в системах противопожарной защиты без проектных документов. В действующих правилах такие изменения нужно проводить по разработанным проектным документам.
Если проект примут, он начнет действовать с 11 ноября.
Источник: проект постановления Правительства от 11.11.2020.
Утвердили правила противоаварийных тренировок в электроэнергетике
Минэнерго утвердило новые правила проведения противоаварийных тренировок в организациях электроэнергетики.
В правилах указан перечень профессий и виды тренировок. Диспетчеры по новым правилам проходят учебные, контрольные, межсистемные, общесистемные и диспетчерские тренировки. Оперативный персонал электростанции проходит учебные, контрольные, станционные и цеховые тренировки.
По новым правилам работодателям нужно разработать программу проведения тренировок, ее результаты оформлять в протоколе, а также вести журнал учета противоаварийных тренировок.
Правила вступают в силу с 1 сентября.
Источник: приказ Минэнерго от 26.01.2021 № 27.
С 1 апреля стартует пилотный проект по профилактике профзаболеваний
Председатель Правительства М. Мишустин подписал указ о пилотном проекте по профилактике профессиональных заболеваний. В нем примут участие работники ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии», АО «Авиакомпания "Сибирь"» и ОАО «Российские железные дороги».
В организациях – участниках пилотного проекта проведут мониторинг, чтобы выявить работников, которые нуждаются в профилактике профзаболеваний. Этих работников направят на профилактическое лечение в центрах реабилитации ФСС на 18 дней. Работникам выделят дополнительные оплачиваемые отпуска и возместят расходы на проезд к месту лечения и обратно домой.
Результаты лечения будут храниться в медорганизациях, которые приняли участие в проекте. На их основе будет проведен мониторинг состояния здоровья работников, а затем будет дана оценка эффективности проекта. После этого будут решать, нужно ли подключать к проекту других работодателей.
Проект запустят с 1 апреля.
Источник: постановление Правительства 18.03.2021 № 401.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 марта 2021 года № 15-2/ООГ-708
Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5.16. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены категории работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров. Необходимость прохождения обязательных медицинских осмотров при установлена для определения пригодности (определения соответствия состояния здоровья) работников для выполнения поручаемой работы (допуска к работе), а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения (или выявления) профессиональных заболеваний.
С 1 апреля 2021 г. вступают в силу совместный приказ Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31 декабря 2020 г. "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (далее - соответственно Перечень факторов, Перечень работ, Приказ № 988н/1420н) и приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. № 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ № 29н), разработанные взамен действующего приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н.
Необходимо отметить, что Приказ № 988н/1420н подготовлен в пределах полномочий Минтруда России и в соответствии с частью 1 статьи 213 Кодекса в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Утверждение перечня работ, при выполнении которых обязательные медицинские осмотры проводятся в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний (в том числе работы: в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения; в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей; где имеется контакт с пищевыми продуктами и др.), не является компетенцией Минтруда России, в связи с чем данный перечень включен в Приказ № 29н.
В соответствии с пунктами 10, 21 главы III Приказа № 29н при составлении списка работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, должны быть указаны: наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию; наименование вредных и (или) опасных производственных факторов, виды работ в соответствии с приложением к главе III Приказа № 29н, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.
При составлении списка контингентов необходимо пользоваться наименованием вредных и (или) опасных производственных факторов и списком выполняемых работ, содержащимися как в Приказе № 988н/1420н, так и в Приказе № 29н.
Таким образом, в случае, если работник выполняет работы, перечисленные в Перечне работ или в Приказе № 29н, а также в случае, если он подвергается воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов, перечисленных в Перечне факторов, то он подлежит направлению на обязательные медицинские осмотры.
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 5.2.55 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608, вопросы, связанные с порядком проведения предварительного и периодического медицинских осмотров, отнесены к компетенции Минздрава России. В этой связи за дополнительными разъяснениями по вопросам, связанным с порядком прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров отдельных категорий работников (работников организаций пищевой промышленности, сельского хозяйства, водопроводных сооружений и др.) в соответствии с Приказом № 29, Вам необходимо обратиться по компетенции в Минздрав России.
Одновременно сообщаем, что ответ Департамента на Ваше обращение не является нормативным актом, носит разъяснительный характер и представляет мнение Департамента на отдельный заданный вопрос гражданина.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 19 февраля 2021 года № ПГ/01831-03-3
Федеральной службой по труду и занятости рассмотрено в пределах компетенции обращение, поступившее 22.01.2021, по результатам рассмотрения сообщаем следующее.
Согласно пункту 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324, Роструд осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Мнение Роструда по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением к нормативным правовым актам.
Согласно статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
Одним из основных нормативных документов, регулирующих порядок приобретения, выдачи, применения, хранения и ухода за спецодеждой, являются Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (далее - Межотраслевые правила).
В соответствии с пунктом 22 Межотраслевых правил СИЗ, пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.
Полагаем, что указанные положения могут закрепляться работодателем в стандартах предприятия внутренними локальными актами либо определены коллективным договором (соглашением).
Заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда Л.В. Коваль
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ
ПИСЬМО
от 17 марта 2021 года № 19-50/3222-ОГ
О плате за негативное воздействие на окружающую среду
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает.
В соответствии с пунктами 1 и 1.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения (далее - КЭР) или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду (далее - Декларация) не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 вышеуказанной статьи разрешений и документов.
Декларация представляется по объектам II категории в порядке, установленном статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила).
Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 утверждены Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма (далее - Форма).
По ситуации N 1. Плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие. Для объектов I и II категорий в случае отсутствия КЭР, непредставления Декларации, согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона и примечанию по заполнению Формы применяется коэффициент Кпр, равный 100.
Одновременно Минприроды России обращает внимание, что Кср, равный 25, в рассматриваемом случае для объектов II категории не может быть применим, поскольку он применяется в том случае, если старая разрешительная документация действует, но объемы или массы выбросов и сбросов превышают установленные в ней значения, что отражено в пункте 12.1 Правил, который в свою очередь, введен на основании вышеупомянутых пунктов 1 и 1.2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ.
По ситуации N 2. Аналогично как по ситуации N 1 применяется коэффициент Кпр, равный 100.
Следует учитывать, что стимулирующий коэффициент Кпр, равный 100, применяется за факт отсутствия для объектов I категории КЭР, безотносительно наличия (отсутствия) вины хозяйствующего субъекта и иных обстоятельств, препятствующих его получению, когда срок действия старой разрешительной документации истек.
Дополнительно Минприроды России обращает внимание, что в настоящее время ведется работа по подготовке изменений в Правила в части корректировки формулировок некоторых пунктов, в том числе пункта 21.1.
Директор Департамента финансово-экономического обеспечения - руководитель Ведомственного проектного офиса Минприроды России Р.Г. Земцов