С июля будут выдавать медзаключения о наличии противопоказаний к управлению самоходных машин
Утвердили форму медзаключения о наличии противопоказаний или показаний к ограничению управления самоходными машинами. С 3 июля 2022 года документ будут выдавать трактористам, машинистам, водителям самоходных машин (кандидатам в трактористы, машинисты и водители самоходных машин) по результатам медосмотра. В форме укажут результаты осмотров врачей, обследований и исследований. Так, водителей осмотрят:
- терапевт;
- офтальмолог;
- психиатр;
- психиатр-нарколог;
- невролог;
- оториноларинголог.
Источник: приказ Минздрава от 09.06.2022 № 395н.
Суд установил случаи проведения внеплановой проверки знаний в связи с новыми ПОТ
Суд рассмотрел дело, где установил случаи проведения внеплановой проверки знаний в связи с новым правилами по охране труда.
В деле рассматривался случай, когда у работодателя травмировался работник. Из-за этого ГИТ провела проверку, где установила, что сотруднику не провели внеочередную проверку знаний по новым Правилам по охране труда на автотранспорте. Работодатель не согласился с инспекцией, так как обучение работнику провели в рамках внепланового инструктажа по охране труда. При этом Правительство продлило сроки проведения такого обучения в связи с новыми правилами по охране труда (п. 14 приложения 1.1 к постановлению Правительства от 04.02.2021 № 109).
Суд считает, что внеочередную проверку знаний проводит комиссия по проверке таких знаний. Такое обучение проводят в объеме новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работника. Итоги обучения оформляют протоколом (письмо Минтруда от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167). Поэтому недостаточно провести внеплановый инструктаж по новым правилам по охране труда. Нужно еще провести внеочередное обучение и оформить протокол проверки знаний (п. 3.6 Порядка обучения № 1/29). Обучение проводит комиссия (п. 3.4 Порядка обучения № 1/29). Также суд считает, что Правительство продлило сроки обучения по новым правилам по охране труда, например, специалистам, которые не связаны с руководством и проведением работ на рабочих местах. А указанный в материалах дела работник не относится к числу таких специалистов.
Источник: определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.05.2022 № 8а-10521/2022.
Планируют изменить сроки рассмотрения заявок на получение разрешений на выбросы
Правительство предлагает внести изменения в положение о допустимых выбросах и разрешениях на них, утвержденное постановлением Правительства от 09.12.2020 № 2055. По проекту Минприроды будет рассматривать заявки и материалы на получение разрешения на выбросы в течение 45 рабочих дней с момента подачи заявки, а на продление разрешений – в течение трех рабочих дней. Сейчас сроки 75 и 15 рабочих дней соответственно (абз. 3 п. 20, абз. 6 п. 25 постановления Правительства от 09.12.2020 № 2055).
Также в проекте определили, что Минприроды готовит предложения по срокам достижения нормативов в течение пяти рабочих дней после того, как работодатели передадут планы по нормативам. Сейчас точных сроков нет (абз. 3 п. 14 постановления Правительства от 09.12.2020 № 2055).
Продлевать, получать и переоформлять разрешения на выбросы можно будет в электронной форме.
Источник: проект Правительства от 22.06.2022.
Суд разъяснил, когда допустить сотрудника к работе по итогам психосвидетельствования
Суд рассмотрел дело, в котором работника уволили за непрохождение дообследования по итогам психосвидетельствования.
В деле рассматривался случай, когда работник проходил психосвидетельствование в качестве старшего электрика. По итогам врачебная комиссия выявила противопоказания и направила сотрудника на дообследование к неврологу, психологу, на ЭЭГ в поликлинику по месту его жительства для уточнения диагноза. Работник не явился на дообследование и не завершил психосвидетельствование. Поэтому работодатель отстранил от работы такого сотрудника, а после уволил (ст. 76, п. 8 ст. 77 ТК).
Суд считает, что допустить к работе сотрудника можно только после прохождения психосвидетельствования, в том числе дополнительных обследований.
Источник: определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17.12.2021 № 88А-29059/2021.
Заключили отраслевое соглашение в ЖКХ на 2023–2025 годы с разделом по охране труда
Заключили отраслевое соглашение на 2023–2025 годы в жилищно-коммунальном хозяйстве, в котором есть раздел по охране труда. Раздел дублирует общие правила по охране труда, но есть и дополнения. Так, например, работодатель выплатит пособие семье погибшего работника в размере его годового заработка, но не менее 500 тыс. руб. А если работники получили степень инвалидности, то выплаты рассчитают от годового заработка:
- I группа – не менее 75 процентов;
- II – не менее 50 процентов;
- III – не менее 30 процентов.
Источник: отраслевое соглашение в ЖКХ на 2023–2025 годы.
В 2022 году нельзя вернуть средства за коронавирусные мероприятия из ФСС
С 1 июля вступят в силу изменения к правилам финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда, утвержденные приказом Минтруда от 14.07.2021 № 467н. По ним в 2022 году работодатели не смогут вернуть средства за коронавирусные мероприятия, но смогут возместить средства в еще двух случаях.
Оборудование для обеспечения безопасности работников при проведении горных работ
Чтобы возместить средства за покупку оборудования для обеспечения безопасности работников при проведении горных работ, нужно представить три документа:
- копию документа, который обосновывает приобретение оборудования;
- копию техпроекта, которым предусмотрено приобретение оборудования для обеспечения безопасности работников или контроля за безопасным ведением работ;
- сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности в случае приобретения оборудования для обучения, в том числе дистанционного.
Это касается отечественного оборудования, а при его отсутствии – импортного. Такие оборудования закупают в рамках модернизации основных опасных производств.
Решение о возврате денег за импортное оборудование ФСС будет принимать с учетом экспертных мнений межведомственной комиссии. Принятие такого решения займет 15 рабочих дней.
Молоко или другие равноценные продукты
Чтобы возместить средства за обеспечение работников молоком или другими равноценными продуктами, нужно представить четыре документа:
- перечень работников, которым выдается молоко или другие равноценные продукты;
- копию сводной ведомости результатов СОУТ;
- копию договоров на закупку молока или других равноценных продуктов;
- расчет стоимости молока или других равноценных продуктов.
Источник: приказ Минтруда от 02.03.2022 № 97.
МЧС разъяснило по поводу проведения повторных противопожарных инструктажей
МЧС ответил в своем официальном письме на вопросы, с кем и как проводить противопожарные инструктажи. Так проводить повторные инструктажи нужно 1 раз в год с работниками, которым проводили повторный и первичный на рабочем месте инструктажи. А 1 раз в полгода – с работниками на объектах, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно и с категориями повышенной взрывопожароопасности (п. 16 приказ МЧС от 18.11.2021 № 806). Под «временным пребыванием» стоит учитывать время пребывания людей не менее 2 часов непрерывно или 6 часов суммарно в течение суток.
Источник: письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС от 16.03.2022 № ИВ-117-1032-13-4
МЧС ответило на вопросы по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности
МЧС в своем официальном письме разъяснило, какие требования предъявляют к соискателям лицензий и как уведомить о начале и об окончании работ.
Требования к соискателям лицензии и лицензиатам
Ведомство считает, что для оказания услуг в области пожарной безопасности у соискателя лицензии и лицензиата должен быть в штате работник с высшим или средним образованием по программам «Пожарная безопасность» или «Техносферная безопасность». Если у него нет такого образования, то сотруднику нужно любое высшее образование, дополнительное профобразование по типовым программам профессиональной переподготовки и стаж работы не менее пяти лет. При этом учтите стаж работы по оказанию любой услуги (подп. «в» п. 4 постановления Правительства от 28.07.2020 № 1128).
Алгоритм уведомления о начале и об окончании работ
По мнению МЧС, уведомить о начале выполнения работ нужно в течение пяти рабочих дней с момента подписания договора на оказание услуг либо до начала фактического выполнения работы. Сделать это нужно в электронном виде через «Госуслуги» (п. 51.1 постановления Правительства от 28.07.2020 № 1128). А чтобы уведомить об окончании выполнения работ, нужно в течение пяти рабочих дней с момента окончания работ заполнить электронную форму на «Госуслугах» (п. 51.2 постановления Правительства от 28.07.2020 № 1128).
Источник: информационное письмо МЧС от 08.06.2022 № ИВ-19-915.
Опубликовали руководство по соблюдению обязательных требований в области железнодорожного транспорта
Разработали руководство по соблюдению обязательных требований в области железнодорожного транспорта. В нем указали часто встречающиеся нарушения, способы их предотвращения, примеры таких способов и рекомендации по соблюдению требований. Так, например, среди нарушений выделили необеспечение пожарной безопасности, а именно: работодатели не очищают пожароопасные места от пыли и горючих материалов и в кабинете машиниста отсутствует памятка о действиях при пожаре. Чтобы обеспечить безопасность, нужно проводить очистку пожароопасных мест.
Источник: руководство Ространснадзора от 26.04.2022.
С осени начнут действовать ФНП в области трубопроводов
Ростехнадзор разработал новые ФНП «Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», которые начнут действовать с 1 сентября 2022 года. В них указали требования к трубопроводам, к их документации, проектированию и эксплуатации. Так, например, у каждого технологического трубопровода из документов должны быть:
- проект;
- паспорт;
- акты осмотров, испытаний и ремонта;
- эксплуатационный журнал;
- журнал установки-снятия заглушек;
- заключение о качестве сварных стыков.
Источник: приказ Ростехнадзора от 21.12.2021 № 444.
Письмо О разъяснениях в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины"
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Порядок). Пунктом 3.1 Порядка определено, что проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.
При этом внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится в том числе и при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. В данном случае осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (пункт 3.3 Порядка).
Учитывая изложенное, а также в связи с поступающими обращениями, с целью исключения противоречий при правоприменении норм информируем о том, что вследствие вступления в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников. При этом в силу пункта 2.2.3 Порядка форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
С учетом изложенного работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых правил по охране труда в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком.
При этом, по мнению Минтруда России, члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.
Одновременно информируем о том, что результаты внеочередной проверки знаний оформляются протоколом (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), как и результаты любой проверки знаний на основании пункта 3.6 Порядка обучения. При этом согласно форме протокола указывается тип проверки знаний "внеочередная".
Дополнительно разъясняем, что на основании пункта 3.8. Порядка обучения правая сторона удостоверения "Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда" предусмотрена для внесения сведений в случае, если работник не прошёл проверку знаний при приеме на работу или очередном обучении. На практике при неуспешной проверке знаний удостоверение не оформляется. В связи с вышеизложенным рекомендуем сведения о внеочередной проверке знаний вносить в раздел удостоверения "Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда". При этом имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.
Обращаем внимание, что в соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.
А.В.Вовченко
3.6. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку.
3.4. Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.
В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.
Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.
16. Повторный противопожарный инструктаж проводится не реже 1 раза в год со всеми лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, с которыми проводился вводный противопожарный инструктаж и первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте.
Повторный противопожарный инструктаж проводится не реже 1 раза в полгода со всеми лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, а также с лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, связанную с охраной (защитой) объектов и (или) имущества организации.
О рассмотрении обращения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА" НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ»
ПИСЬМО
от 16 марта 2022 года № ИВ-117-1032-13-4
О рассмотрении обращения
В соответствии с пунктом 16 Приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности" периодичность проведения повторного противопожарного инструктажа определяется в зависимости от вида деятельности организации и обязанностей работников.
Повторный противопожарный инструктаж проводится не реже 1 раза в год со всеми лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, с которыми проводился вводный противопожарный инструктаж и первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте. Повторный противопожарный инструктаж проводится не реже 1 раза в полгода со всеми лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, а также с лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, связанную с охраной (защитой) объектов и (или) имущества организации.
Для правильного применения пункта. 16 приказа 806 следует исходить из того, что "временное пребывание" является антиподом "постоянного пребывания". Определение "помещение с постоянным пребыванием людей" приведено в СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной зашиты. Эвакуационные пути и выходы".
Учитывая изложенное полагаем, что зданиями, предназначенными для временного пребывания людей, являются здания, в которых люди находятся не менее 2 часов непрерывно или 6 часов суммарно в течение суток.
Начальник института Д.М. Гордиенко
в) наличие у соискателя лицензии или лицензиата работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, заключившего с соискателем лицензии или лицензиатом трудовой договор, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" (профиль - "Пожарная безопасность"), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе - программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности. Работник может быть ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности только у одного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
51_1. Лицензиат обязан не позднее 5 рабочих дней с момента подписания договора (контракта) на выполнение работ (оказание услуг), указанных в приложении к настоящему Положению, а при отсутствии такого договора (контракта) - до начала их фактического осуществления уведомить об этом в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) лицензирующий орган.
51_2. Лицензиат обязан в течение 5 рабочих дней с момента окончания выполнения работ (оказания услуг), указанных в приложении к настоящему Положению, уведомить об этом в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) лицензирующий орган.
Письмо
По вопросам лицензирования деятельности в области пожарной безопасности
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 8 июня 2022 года № ИВ-19-915
По вопросам лицензирования деятельности в области пожарной безопасности
Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы в рамках реализации пункта 9 статьи 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 49 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. № 1128, подготовлены прилагаемые разъяснения по однотипным обращениям по вопросам лицензирования деятельности в области пожарной безопасности.
Отмечаем, что письма МЧС России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Заместитель директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы С.А. Дмитриев