16 ГОСТов по безопасности СИЗ действуют с октября
С 1 октября 2022 года начнут действовать 16 ГОСТов по безопасности средств индивидуальной защиты. Из низ 12 касаются одежды и костюмов, а 4 – СИЗ органов слуха, глаз, падения с высоты и работы с пилами. ГОСТы указали в таблице.
Таблица. ГОСТы по средствам индивидуальной защиты.
Номер ГОСТа
|
Вид ГОСТа
|
Наименование ГОСТа
|
ГОСТ 12.4.103-2020
|
Одежда специальная и костюмы изолирующие
|
Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
|
ГОСТ 12.4.240-2021
|
Одежда специальная вентилируемая для защиты от аэрозолей с твердой дисперсной фазой, включая радиоактивные аэрозоли. Общие технические требования и методы испытаний
|
ГОСТ 12.4.281-2021
|
Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования и методы испытаний
|
ГОСТ EN 1149-3-2011
|
Одежда специальная защитная. Электростатические свойства. Часть 3. Методы измерения убывания зарядов
|
ГОСТ EN 343-2021
|
Одежда специальная для защиты от дождя. Технические требования и методы испытаний
|
ГОСТ ISO 6529-2021
|
Одежда специальная для защиты от химических веществ. Метод определения стойкости материалов к проникновению жидких и газообразных химических веществ
|
ГОСТ ISO 6530-2021
|
Одежда специальная для защиты от жидких химических веществ. Метод определения стойкости материалов к прониканию жидких химических веществ
|
ГОСТ ISO 9151-2021
|
Одежда специальная для защиты от конвективной теплоты. Метод определения теплопередачи при воздействии пламени
|
ГОСТ ISO 9185-2021
|
Одежда специальная. Метод оценки стойкости материалов к выплеску расплавленного металла
|
ГОСТ ISO 12127-1-2021
|
Одежда специальная для защиты от контакта с нагретой поверхностью. Определение контактной теплопередачи через одежду специальную или материалы для ее изготовления. Часть 1. Метод испытаний с использованием нагревательного цилиндра
|
ГОСТ 12.4.284.1-2021
|
Костюмы изолирующие для защиты от твердых, жидких и газообразных химических веществ, включая твердые и жидкие аэрозоли. Технические требования и методы испытаний газонепроницаемых изолирующих костюмов
|
ГОСТ 12.4.284.2-2021
|
Костюмы изолирующие для защиты от твердых, жидких и газообразных химических веществ, включая твердые и жидкие аэрозоли. Технические требования и методы испытаний газонепроницаемых изолирующих костюмов, применяемых при аварийных ситуациях
|
ГОСТ EN 207-2021
|
СИЗ органов зрения
|
Средства индивидуальной защиты глаз. Очки для защиты от лазерного излучения. Общие технические требования. Методы испытаний
|
ГОСТ EN 358-2021
|
СИЗ от падения с высоты
|
Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Привязи и стропы для удержания и позиционирования. Общие технические требования. Методы испытаний
|
ГОСТ EN 13819-1-2021
|
СИЗ органов слуха
|
Средства индивидуальной защиты органа слуха. Методы испытаний. Часть 1. Методы физических испытаний
|
ГОСТ ISO 11393-3-2021
|
СИЗ при работе с ручными цепными пилами
|
Средства индивидуальной защиты для работающих с ручными цепными пилами. Часть 3. Методы испытаний обуви
|
Источник: Система Охрана труда
Суд определил, нужно ли проверять на пригодность к работе инвалида
Суд рассмотрел дело, в котором работодатель законно уволил работника по состоянию здоровья.
Произошел случай, когда работнику установили инвалидность по общему заболеванию. Ему разработали индивидуальную программу реабилитации и рекомендовали работу в оптимальных и допустимых условиях труда. На рабочем месте работника ранее провели спецоценку, которая установила вредный класс условий труда. Так как работать в таких условиях сотруднику нельзя, работодатель отстранил его от работы (ст. 76 ТК). При этом предложил работнику перевод на другую работу. Сотрудник отказался от предложения, поэтому работодатель его уволил. Работник не согласился с этим, так как его пригодность к работе из-за инвалидности не проверяли.
Суд считает, инвалидом признают по итогам медико-социальной экспертизы. Для них разрабатывают индивидуальные программы реабилитации, которые обязаны соблюдать работодатели (ст. 11 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ). Поэтому проверять на пригодность к работе не нужно, так как достаточно заключения медико-социальной экспертизы.
Источник: определение Первого кассационного суда от 07.06.2022 № 88-14769/2022.
Опубликовали требования к критически важным объектам в области ЧС для организации сельского хозяйства
Минсельхоз разработал требования к критически важным объектам в области чрезвычайных ситуаций (ЧС). С 18 сентября 2022 года их применяют организации сельского хозяйства вне зависимости от форм собственности.
Требования устанавливают комплекс мер для выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и обеспечения функционирования организации. В них указали, какие мероприятия провести, чтобы:
- предупредить ЧС;
- снизить ущерб и потери от ЧС;
- ликвидировать ЧС;
- обеспечить устойчивое функционирование организации;
- оценить готовность к предупреждению ЧС.
Источник: приказ Минсельхоза от 11.07.2022 № 431.
Суд установил, что не считается за прогул обращение работника в медпункт
Суд рассмотрел дело, где сделали выговор за отсутствие на рабочем месте сотруднику, который обратился в медпункт.
Произошел случай, когда работнику стало нехорошо и он уходил в медпункт два раза за рабочий день. В первое обращение его не было на рабочем месте с 8:30 до 12:45, а во второе – с 16:00 до 16:50. Работодатель посчитал, что работник отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины, так как после осмотра в медпункте его признали трудоспособным. При этом сотрудник не обращался в скорую помощь. Работник не согласился с этим. Он считает, что не мог выполнять трудовые обязанности из-за болезни. Поэтому и обратился в медпункт за медпомощью.
Суд считает, что для наложения дисциплинарного взыскания нужно учитывать тяжесть проступка и обстоятельства его совершения (ч. 5 ст. 92 ТК). Также надо брать во внимание поведение работника и его отношение к труду. В материалах дела указали, что работник из-за болезни не мог выполнять трудовые обязанности. Поэтому он обратился в медпункт за медпомощью. В этом случае обращение в медпункт не считается прогулом.
Источник: определение Восьмого кассационного суда от 11.08.2022 № 88-15058/2022.
Разъяснили, по какой программе обучиться, чтобы работать в области обращения с отходами
Минприроды объяснило, по какой программе обучиться и получить новую компетенцию, чтобы работать в области обращения с отходами I–IV классов опасности. По мнению ведомства, нужно освоить программу повышения квалификации в области сбора, транспортирования, обработки и размещения отходов I–IV классов опасности. Ее утвердили приказом Минприроды от 15.10.2021 № 755. По итогам обучения получают удостоверение о повышении квалификации.
Также Минприроды напомнило, что сейчас действуют профстандарты для специалистов в области обращения с отходами I–IV классов опасности. По документам специалисты не реже одного раза в три года повышают квалификацию. Так, квалификацию повышают:
- работник по логистике в сфере обращения с отходами потребления;
- работник по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов;
- работник в области обращения с отходами.
Источник: письмо Минприроды от 22.06.2022 № 25-50/8035-ОГ.
Несчастный случай с пьяным работником: суд установил, почему случай не связан с производством
Суд рассмотрел дело, где хотели оспорить признание смертельного несчастного случая с пьяным работником не связанным с производством.
Произошел случай, когда сотрудник закончил выполнение работы после окончания рабочего времени по правилам трудового распорядка и вернулся на территорию работодателя, чтобы переодеться и привести СИЗ в порядок. Cотрудник остался вместе с коллегой и распил алкоголь. Затем работник отлучился, а спустя время коллега нашел его в коридоре на полу. Его приняли за пьяного и оставили. На следующий день во второй половине дня сотрудника увезли в больницу, а утром следующего дня он умер. ГИТ признала такой случай не связанным с производством, так как работник умер, не выполняя трудовых обязанностей и поручений руководителя. Мнение ГИТ не поддержали, так как сотрудник находился на территории работодателя, чтобы переодеться и привести СИЗ в порядок.
Суд считает, что несчастный случай будет связан с производством, если в это время работник исполнял трудовые обязанности (п. 8, 9 постановления Пленума Верховного суда от 10.03.2011 № 2). В деле указали, что работник закончил работу и вернулся на территорию, чтобы переодеться и привести СИЗ в порядок. После он решил распить алкоголь с коллегой по окончании рабочего времени. Этим сотрудник нарушил правила трудового распорядка. Поэтому суд пришел к выводу, что работник не выполнял поручения руководителя, а смерть наступила из-за его собственных действий.
Источник: определение Третьего кассационного суда от 08.06.2022 № 88-9153/2022.
Объяснили, какие работники по ГПХ получат право на соцстрахование в 2023 году
Минтруд разъяснил, что работники по договорам гражданско-правового характера (ГПХ) могут получить право на соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и материнства в 2023 году. По мнению ведомства, такие работники получат право при двух условиях:
- они заняты по ГПХ в 2023 году;
- сумма начисленных страховых выплат в их пользу в рамках трудовых отношений составляет больше стоимости страхового года.
Стоимость страхового года равна произведению минимального размера оплаты труда и увеличенного в 12 раз тарифа страховых взносов (п. 3 ст. 4.5 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В 2022 году страховой год равен 4833,72 руб. То есть работник, занятый по ГПД в 2023 году, получит право на соцстрахование, если в 2022 году за него заплатили больше 4833,72 руб.
Напоминаем, что право на соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и материнства предоставили Законом от 14.07.2022 № 237-ФЗ. Закон вступит в силу с 1 января 2023 года и будет касаться работников по ГПХ, занятых с этого года.
Источник: письмо Минтруда от 05.08.2022 № 17-1/В-103.
Опубликовали проект единой формы о начисленных взносах на травматизм
Разработали проект единой формы представления сведений о начисленных страховых взносах на «травматизм» (форма ЕФС-1). Если проект примут, то отчитываться по ней нужно будет с 1 марта 2023 года. При этом разделы формы подают отдельно в разные периоды, например раздел со сведениями о результатах спецоценки и проведении медосмотров предоставляют каждый квартал (п. 4.2.3 прил. 2 проекта Пенсионного фонда от 16.09.2022). В нем нужно указать число работников, подлежащих медосмотру и прошедших его. Также вносят информацию об общем количестве рабочих мест у работодателя, местах с проведенной спецоценкой и установленными вредными и опасными классами условий труда. Новую графу 2 «Код строки» работодатель не будет заполнять.
Источник: проект Пенсионного фонда от 16.09.2022.
Обновили перечень НПА с обязательными требованиями по экологии
Росприроднадзор актуализировал перечень НПА с обязательными требованиями по экологии. В перечень включили гиперссылки на текст 115 НПА, реквизиты статьей и пунктов НПА, ОКВЭД и категорию лиц, обязанных соблюдать НПА. Так, все работодатели должны соблюдать:
- требования о загрязняющих веществах;
- критерии отнесения к объектам НВОС I, II, III и IV категорий;
- порядок платы за оказание негативного воздействия на окружающую среду;
- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
- требования к комплексным экологическим разрешениям;
- требования к полному возмещению вреда окружающей среде.
Источник: приказ Росприроднадзора от 06.09.2022 № 396.
С марта 2023 года нужно вести журнал учета ТС и акт об отсутствии возможности фиксации
Рослесхоз разработал порядок ведения журнала учета транспортных средств (ТС) на бумажном носителе и составления акта об отсутствии возможности фиксации с применением таких средств. Порядок касается работодателей со складом древесины, с которого вывозят и ввозят древесину ТС c неисправными средствами фиксации. С 1 марта 2023 года ведите журнал и акт, формы которых указали в приложении к приказу от 19.07.2022 № 729. Акт составляют в день отсутствия возможности фиксации ТС и прикрепляют к журналу как приложение. Документы хранят два года с даты окончания журнала.
Источник: приказ Рослесхоза от 19.07.2022 № 729.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ
ПИСЬМО от 22 июня 2022 года № 25-50/8035-ОГ
О рассмотрении обращения по вопросу профессионального образования в области обращения с отходами I - IV класса опасности
Минприроды России рассмотрело обращение по вопросу профессионального образования в области обращения с отходами I - IV класса опасности и сообщает.
В настоящее время в части не противоречащей законодательству Российской Федерации в области обращения с отходами действует примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденная приказом Минприроды России от 18 декабря 2002 г. № 868 и согласованная с Министерством образования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Пунктом 2 статьи 15 Закона № 89-ФЗ определено, что ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона № 89-ФЗ, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно части 1 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ) дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
При этом частью 2 статьи 76 Закона № 273-ФЗ установлено, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Частью 4 статьи 76 Закона № 273-ФЗ определено, что программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту "а" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. № 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", грубым нарушением лицензионных требований является, в том числе, отсутствие у лицензиата - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.
В соответствии с частью 15 статьи 76 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
При этом частью 3 статьи 60 Закона № 273-ФЗ установлено, что лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Кроме того, в 2020 году утверждены приказы Минтруда России, устанавливающие профессиональные стандарты для специалистов в области обращения с отходами:
- приказ Минтруда России от 27 октября 2020 г. № 751н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник в области обращения с отходами";
- приказ Минтруда России от 27 октября 2020 г. № 749н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по логистике в сфере обращения с отходами потребления";
- приказ Минтруда России от 27 октября 2020 г. № 750н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов".
Одновременно сообщаем, что согласно указанным профессиональным стандартам рекомендовано прохождение повышения квалификации не реже одного раза в три года.
Таким образом, с целью совершенствования и (или) получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в области обращения с отходами производства и потребления лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, желательно освоить Типовую программу, утвержденную приказом Минприроды России от 15 октября 2021 г. № 755, которым утверждена Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности, и получить удостоверение о повышении квалификации.
Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления А.Н. Федотовский
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2022 года № 17-1/В-103
Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение <…> и сообщает следующее.
Система обязательного социального страхования является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования. Другими словами, размер уплаченных страховых взносов определяет объём прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам производится за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, формируемых от уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При этом страховое обеспечение в виде пособий предоставляется гражданам не только при наступлении определенного события - страхового случая, но и при определенных условиях.
С 1 января 2023 года правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих указанному виду обязательного социального страхования (застрахованные лица), а также условия, размеры и порядок обеспечения пособиями граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, будут регулироваться Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №2 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будут подлежать в том числе лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору).
Согласно части 4.1 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ застрахованные лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договорам авторского заказа, а также являющиеся авторами произведений, получающими выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (далее - договоры ГПХ), имеют право на получение страхового обеспечения при условии, что сумма страховых взносов, начисленная с выплат в их пользу, в том числе в рамках трудовых отношений, страхователями за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, составляет в совокупном размере не менее стоимости страхового года, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ (в 2022 году - 4 833,72 рублей).
Так как лица, работающие по договору ГПХ, в 2022 году не являются застрахованными лицами, страховые взносы с выплат в их пользу не начисляются, то и право на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2023 году у них не возникнет.
Если в 2023 году застрахованное лицо работает по договору ГПХ, а 2022 году сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисленная страхователями с выплат в его пользу в рамках трудовых отношений, составляет в совокупном размере не менее стоимости страхового года, то указанное лицо при наступлении страхового случая будет иметь право на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Директор Департамента развития социального страхования Л.Ю. Чикмачева