Кого необходимо обучить охране труда в учебном центре
Направьте на обучение охране труда в образовательное учреждение профобразования или учебный центр:
- работодателей – руководителей организации, предпринимателя;
- заместителей руководителя, курирующих вопросы охраны труда;
- инженерно-технических специалистов, ведущих контроль за проведением работ;
- специалистов служб охраны труда;
- членов комиссий по охране труда;
- организаторов и руководителей производственной практики обучающихся;
- доверенных лиц по охране труда профсоюзов и иных представительных органов сотрудников.
У образовательного учреждения профобразования или учебного центра должна быть аккредитация и лицензии на право преподавания в области охраны труда, а также преподавательский состав в области охраны труда и необходимая материально-техническая база (п. 2.3.2 Порядка № 1/29).
В случае если работники проходили обучение в учебном центре, то и проходить проверку знаний они также должны в учебном центре (п. 3.4, 3.9 Порядка № 1/29).
Разработали проекты типовых форм документов по надзору в области гражданской обороны и защиты населения
Опубликовали проекты типовых форм документов, по которым будут проводить проверки по гражданской обороне и защите населения.
По проекту проверки будут проводить по протоколам:
- осмотра;
- досмотра;
- опроса;
- инструментального обследования.
Также подготовили типовые формы предписаний нарушений, журналы учета карточек и акты о непроведении контроля.
Источник: проект МЧС от 15.07.2021, проект МЧС от 15.07.2021.
Как проверять работников на алкогольное опьянение
Если работник явился на рабочее место с признаками опьянения, предложите ему отправиться на медицинское освидетельствование.
Признаки опьянения перечислены в пункте 6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н (далее – Порядок от 18 декабря 2015 года № 933н):
- запах алкоголя изо рта;
- неустойчивость позы и шаткость походки;
- нарушение речи;
- резкое изменение окраски кожных покровов лица.
Если работник согласится, то отправьте его с направлением специализированную организацию с лицензией на проведение медосвидетельствований на опьянение (п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н).
По итогам освидетельствования медорганизация составит акт, форма которого утверждена приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308.
Оплачивает освидетельствование работодатель, но если факт опьянения подтвердится, то работодатель сможет взыскать оплату с работника как материальный ущерб (ст. 238 ТК РФ).
Если работник откажется от освидетельствования, то это его право (ст. 20 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). В этом случае соберите и оформите доказательства опьянения работника:
- акт о нахождении работника в состоянии опьянения;
- докладные и служебные записки должностных лиц и других сотрудников;
- свидетельские показания;
- видеоматериалы – записи с камер видеонаблюдения, с камеры телефона.
Такие доказательства подтвердят факт опьянения работника, даже если нет медицинского подтверждения. Правомерность такого подхода разъяснена в пункте 42 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2. Его поддерживают и все нижестоящие суды. См. определение Московского городского суда от 26 июля 2013 г. № 11-23617.
Акт о нахождении работника в состоянии опьянения составьте в произвольной форме. В нем укажите признаки опьянения работника и его отказ от медосвидетельствования. Составьте акт сразу в день обнаружения сотрудника на работе в состоянии опьянения. Акт подписывают не менее двух человек.
Предложите сотруднику, который находится в состоянии опьянения, представить свои объяснения в письменном виде. Несвязные формулировки, неразборчивый почерк, невнятно изложенные мысли могут стать дополнительным подтверждением, что сотрудник пьян.
После оформления всех документов отстраните сотрудника от работы.
Появление на работе в пьяном виде – достаточное основание для увольнения работника (подп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Росприроднадзор объяснил, куда должны представлять отчеты по экологии организации с объектами НВОС
Росприроднадзор разъяснил, что организации с объектами НВОС представляют отчеты в органы исполнительной власти, если они подчиняются региональному экологическому надзору. Если подчиняются Росприроднадзору – в территориальный Росприроднадзор.
Также в ведомстве уточнили, что если один объект работодателя подчиняется Росприроднадзору, то проверять его будет Росприроднадзор.
Источник: письмо от Росприроднадзора от 11.03.2021 № МК-02-02-34/6883.
Минтруд подготовит для работодателей разъяснения о вакцинации сотрудников от коронавируса
Председатель Правительства М. Мишустин провел заседание по ограничению распространения коронавируса. На этом заседании Минтруду дали поручение подготовить для работодателей разъяснения по проведению вакцинации. В них должны будут указать, как учитывать процент вакцинированных работников.
Источник: поручение Правительства от 17.07.2021.
Какие обязанности у ответственного за санитарный производственный контроль
Ответственный за производственный контроль:
Разрабатывает и ведет учет документов
Разработайте документы на основании техрегламентов, санитарных правил и других НПА, в которых установлены санитарные требования к отрасли деятельности организации. Составьте отчетность после проведения проверки, испытаний и исследований.
Проводит проверки
В ходе проверок контролируйте, соблюдают ли санитарные требования на рабочих местах, проводят ли санитарные и противоэпидемиологические мероприятия, устранили ли выявленные в ходе предыдущих проверок нарушения. Кроме того, проверьте, все ли документы, которые подтверждают качество и безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, есть на предприятии.
Организует проведение лабораторных исследований и испытаний
Для проведения исследований и испытаний можете заключить договор со сторонней организацией или провести их своими силами, если на предприятии есть аккредитованная лаборатория и поверенные приспособления для контроля.
Организует медосмотры, профгигиеническую подготовку и аттестацию работников
Работники, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, должны регулярно проходить медосмотры и иметь медицинскую книжку. Если специалист по охране труда не входит в состав ответственных за производственный контроль, медицинские осмотры организуют совместно с ним.
Информирует Роспотребнадзор
Информируйте ведомство об аварийных ситуациях и нарушениях технологических процессов, которые представляют опасность для населения, по телефону и в письменном виде по почте. Рекомендуем использовать письменную форму, даже если проинформировали по телефону, так как это позволит доказать, что организация выполнила обязанность. За нарушение санитарных правил оштрафуют в соответствии с главой 7 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», по статье 236 УК или главе 6 КоАП. Не скрывайте факт аварийной ситуации или нарушения, иначе могут привлечь к ответственности по статье 237 УК.
Это следует из пункта 2.4 СП 1.1.1058-01, утвержденных постановлением главного санитарного врача и Минздрава от 13.07.2001 № 18, и статьи 11 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Обновили форму отчета о затратах на систему учета обращения с отходами I и II классов опасности по экологии
Утвердили новую форму отчета о затратах на разработку системы учета за обращением отходами I и II классов опасности. Она нужна для возмещения средств за счет субсидии из федерального бюджета. Эта форма заменит действующую форму отчета.
По новой форме возместить средства можно будет за оплату труда работникам, которые разрабатывают и вводят в эксплуатацию системы учета. В действующем документе возмещают средства за оплату труда работникам, которые выполняют мероприятия.
Также возместить средства можно будет за расходы на командировки и оплату работ сторонних организаций.
Еще добавили, что возместить средства можно за содержание и эксплуатацию помещений. В действующем документе возместить можно за использование установок и сооружений.
По новой форме нельзя будет возместить средства за накладные расходы.
Возместить средства по новой форме можно будет с 27 июля.
Источник: приказ госкорпорации «Росатом» от 14.04.2021 № 1/6-НПА.
Планируют переутвердить порядок разработки нормативных требований охраны труда
Минтруд подготовил проект порядка разработки и утверждения государственных нормативных требований охраны труда. Если проект примут, он заменит действующий порядок (постановление Правительства от 27.12.2010 № 1160).
Новый порядок планируют оставить прежним, проект НПА с требованиями по охране труда нужно направлять в Минтруд. Перед утверждением НПА рассматривают на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Единственное, что меняется, – перечень документов, на который он распространяется. По действующему порядку определен закрытый перечень:
- стандарты безопасности труда;
- правила и типовые инструкции по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).
По проекту нормативными актами будут считаться правила по охране труда, единые типовые нормы выдачи СИЗ, а также иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. То есть любые НПА, в которых есть требования охраны труда, нужно будет разрабатывать с учетом этого порядка.
Источник: проект Минтруда от 15.06.2021.
Роспотребнадзор объяснил, когда иностранные сотрудники смогут приступить к работе после приезда из-за границы
Роспотребнадзор разъяснил, что приехавшие из-за границы иностранные сотрудники могут быть допущены к работе при отрицательном тесте методом ПЦР и положительном значении IgG. Если этих исследований нет и есть положительный IgM, то такие сотрудники должны соблюдать карантин. Также сотрудникам нужно пройти повторное исследование методом ПЦР и на IgG через 10 дней с момента карантина.
Источник: письмо Роспотребнадзора от 26.06.2021 № 02/12731-2021-23.
Вступил в силу порядок рассмотрения и одобрения программ повышения экологический эффективности
Утвердили порядок рассмотрения и одобрения программ повышения экологической эффективности. Их разрабатывают работодатели, которые относятся к объектам I категории и не соблюдают нормативы допустимых выбросов.
По порядку рассматривать программы будут в течение двух месяцев. Работодателю могут не одобрить программу, если в ней есть:
- различия между планируемыми значениями выбросов и нормативами;
- природоохранные здания и сооружения;
- превышение срока реализации проекта.
Также отказать могут в случае, если по программе нельзя достичь технологических нормативов выбросов.
Если комиссия не одобрила программу, то по ней должны будут предоставить замечания. Их нужно использовать при корректировке программы. Также программу могут одобрить, если по ней не предоставили замечаний.
Рассматривать программы повышения экологической эффективности начнут с 27 июля.
Источник: приказ Минпромторга от 28.12.2020 № 4708.
Роструд объяснил, можно ли отстранить дистанционных работников за отсутствие прививки от коронавируса
Роструд считает, что дистанционных сотрудников можно отстранить от работы, если они не привились от коронавируса. Это связано с тем, что прививка от коронавируса стала обязательной из-за постановлений главных санитарных врачей субъектов. Это касается регионов с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. В ведомстве считают, что дистанционная работа не отменяет вакцинацию.
Также Роструд разъяснил, в какой срок можно отстранить сотрудника от работы. Например, в Москве сотрудников нужно привить вторым компонентом вакцины до 15 августа. Если работник не принес сертификат о прививке или не представил медицинские противопоказания к прививке, то отстранить его нужно с 15 августа. Для этого необходимо издать приказ и получить от сотрудника письменный отказ.
Источник: письмо Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
2.3.2 Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Обучение по охране труда проходят:
руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти;
специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
3.4. Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.
В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.
Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.
3.9. Обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только тех работников, которые проходили в них обучение по охране труда.
6. Критериями, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, являются:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы и шаткость походки;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица.
3. Медицинское освидетельствование проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), в том числе с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, соответствующих требованиям, установленным приложением N 1 к настоящему Порядку.
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:
1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.
4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.
6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, может быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе. При оформлении информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданин или его законный представитель вправе определить лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, в том числе после его смерти. Действие данных требований в отношении способа подписания информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказа от медицинского вмешательства в форме электронного документа может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;
6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.
10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:
1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, - консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
3) в случае, указанном в пункте 6 части 9 настоящей статьи, - врачебной комиссией либо, если собрать врачебную комиссию невозможно, - консилиумом врачей или непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство.
11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.
42. При разрешении споров, связанных с расторжением трудового договора по подпункту "б" пункта 6 части первой статьи 81 Кодекса (появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения), суды должны иметь в виду, что по этому основанию могут быть уволены работники, находившиеся в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. При этом не имеет значения, отстранялся ли работник от работы в связи с указанным состоянием.
Необходимо также учитывать, что увольнение по этому основанию может последовать и тогда, когда работник в рабочее время находился в таком состоянии не на своем рабочем месте, но на территории данной организации либо он находился на территории объекта, где по поручению работодателя должен был выполнять трудовую функцию.
Состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом.
б) появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
О требованиях к поднадзорности объектов НВОС
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу необходимости перевода объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), поставленных на государственный учет в региональном государственном реестре объектов НВОС, в федеральный государственный реестр объектов НВОС и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 69 Закона № 7-ФЗ уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти осуществляется ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС) и подлежащих в соответствии со статьей 65 Закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору.
Ведение региональных государственных реестров объектов НВОС, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма установлена пунктами 8, 9 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее - Правила № 572).
Согласно пункту 6 статьи 65 Закона № 7-ФЗ перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.
Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 (далее - Критерии № 903).
В соответствии с пунктами 28, 29 Правил № 572:
изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте осуществляется в порядке, установленном статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ;
при актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
На основании пункта 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта НВОС;
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Таким образом, в Законе № 7-ФЗ установлен закрытый перечень оснований для актуализации сведений об объектах НВОС, Правила № 572 также не предусматривают актуализацию таких сведений для всех объектов НВОС в случае отнесения хотя бы одного из таких объектов к федеральному государственному экологическому надзору. В настоящее время внесение в федеральный государственный реестр объектов НВОС сведений об объектах НВОС, не соответствующих Критериям № 903, не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.
Учитывая изложенное сообщаю, что в случае если в отношении объекта НВОС осуществляется федеральный государственный экологический надзор, декларации и отчеты направляются в территориальный орган Росприроднадзора.
Кроме того, в силу положений пункта 7.1 статьи 65 Закона № 7-ФЗ в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя хотя бы одного объекта НВОС, подлежащего федеральному государственному экологическому надзору, осуществление в отношении объектов НВОС (в том числе состоящих на государственном учете в региональных государственных реестрах объектов НВОС) такого юридического лица, индивидуального предпринимателя регионального государственного экологического надзора является нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Направление документов, подписанных электронной цифровой подписью, является мерой, обеспечивающей минимизацию рисков распространения коронавирусной инфекции, и в дальнейшем при необходимости может быть представлен ответ, подписанный собственноручно.
Заместитель Руководителя М.А.Климова
2.4. Производственный контроль включает:
а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;
- сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;
в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
Письмо
О сдаче ПЦР тестов и прохождении обсервации иностранными гражданами
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с пунктом 3 раздела III протокола № 3 заседания Межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов применения алгоритма действий по привлечению в экономику Российской Федерации иностранных граждан и въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности сообщает.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 № 635-р "О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений" (с изменениями), временно ограничен въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства. Указанные ограничения не распространяются на определенную категорию граждан, в том числе лиц, въезжающих в Российскую Федерацию, привлекаемых к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов.
Иностранные граждане, прибывающие на территорию Российской Федерации, должны иметь медицинский документ (на русском и английском языках), подтверждающий отрицательный результат обследования на COVID-19 методом ПЦР, проведенного не ранее чем за 3 дня до прибытия в Российскую Федерацию.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в целях осуществления трудовой деятельности, выполнять требования по изоляции сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.
На иностранных граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации с краткосрочным визитом сроком не более 3-х дней для исполнения обязательств по международным контрактам, а также проведения переговоров или совершения сделок, требование по изоляции сроком на 14 календарных дней не распространяется.
В соответсвии с порядком (алгоритмом), утвержденным 12.12.2020 методическими рекомендациями МР 3.1/2.2.0223-20 "Изменения № 1 в МР 3.1/2.2.0172/2-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников строительной отрасли", в связи с особенностями организации работы иностранных специалистов, прибывающих на территорию Российской Федерации для проведения монтажных и пусконаладочных работ, техобслуживания оборудования, в целях уменьшения рисков распространения заболевания, при прибытии для проведения работ, а также сокращения сроков самоизоляции целесообразно проводить тестирование работников методом ПЦР на РНК SARS-CoV-2 и методом ИФА (на наличие антител IgM и IgG).
При наличии у иностранного специалиста отрицательных результатов исследования методом ПЦР на РНК SARS-CoV-2 и положительного результата на наличие IgG в защитных титрах (достаточные уровни IgG должны находиться в диапазоне положительного индекса позитивности, который вычисляется в соответствии с инструкцией к тест-системе для ИФА) возможно исключить данных работников из обсервации и по результатам медицинского заключения на основании распорядительного документа работодателя направлять к месту трудовой деятельности без ограничения.
При наличии IgМ, отсутствии IgG и отрицательных результатов исследования методом ПЦР работники направляются на консультацию к врачу и подлежат 14-ти дневной обсервации (при отсутствии показаний для госпитализации). На 8-10 сутки с начала обсервации, им проводится повторное лабораторное обследование методом ПЦР и на наличие IgМ и IgG.
При получении отрицательных результатов исследований методом ПЦР и наличии IgG работники могут быть допущены к трудовой деятельности без соблюдения изоляции.
В настоящее время учитывая нестабильную эпидемиологическую ситуацию по заболеваемости COVID-19 в мире, а также появление новых вариантов возбудителя заболевания, Роспотребнадзор полагает, что предложенный порядок позволит исключить возможность заноса инфекции, а также предусматривает дифференцированный подход к принципам соблюдения изоляции прибывающими иностранными специалистами.
Заместитель руководителя Е.Б.Ежлова
Письмо
О возможности отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей
Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев обращение в пределах компетенции сообщает.
1. Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. Абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ). В этом законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ). Такие полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ и приказом Минздрава № 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (приложение № 2 "Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям").
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.
2. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закон № 52-ФЗ Главные государственные санитарные врачи при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Количество работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает также главный санитарный врач в субъекте.
Например, в 60% работников, указанных в пункте 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача по г.Москве от 15 июня 2021 г. № 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее - Постановление № 1), учитываются исключительно работники (независимо от условий, определяющих характер работы), получившие вакцинацию. Исключения предусмотрены в отношении работников, имеющих медицинские противопоказания.
Таким образом, сотрудники, работающие удаленно (дистанционно), отказавшиеся от вакцинации и не имеющие противопоказаний могут быть отстранены от работы.
3. В случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы. Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить обязательную вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно. В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения.
До издания приказа следует получить от работника письменный отказ от вакцинации.
С приказом об отстранении следует ознакомить работника под подпись.
4. Дата отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации зависит от сроков проведения вакцинации, определенных Главными государственными санитарными врачами субъектов.
Например, из пункта 2.1 Постановления № 1 следует, что руководители организаций, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории города Москвы, обязаны в срок до 15 июля 2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 августа 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.
Полагаем, что отстранение от работы в связи с отказом работника от вакцинации должно быть оформлено с 15 августа 2021 г. в случае, если работником в указанную дату не предоставлены сертификат о вакцинации или документы, подтверждающие медицинские противопоказания к такой вакцинации.
Перечень, форма, содержание, а также лица, имеющие право выдавать такие документы определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
5. При отказе сотрудника от обязательной вакцинации работодатель должен запросить у работника письменный отказ от вакцинации, а затем оформить приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы.
6. На основании части третьей статьи 76 ТК РФ отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.
7. Дистанционные работники подлежат обязательной вакцинации, если не имеют противопоказаний. Перевод на дистанционный труд не является альтернативой отстранению.
8. Работодатель обязан отстранить от работы работника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии с абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ.
9. Согласно части второй статьи 76 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, работодатель вправе отстранить работника, выразившего отказ от проведения вакцинации, на период эпиднеблагополучия.
10. Из пункта 2 статьи 11 Федерального закона 157-ФЗ следует, что любые профилактические прививки проводятся добровольно. Но при этом результатом отказа может явиться отстранение от работы без сохранения заработной платы (пункт 1 настоящего Письма)
11. Положения об обязательной вакцинации не распространяются на граждан, у которых есть противопоказания к вакцинации, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами ГАМ-КОВИД-ВАК, ЭпиВакКорона и КовиВак, которые подтверждены медицинским заключением.
Полагаем, что работодатель вправе требовать от работников, имеющих противопоказания к вакцинации от COVID-19, представить подтверждающие медицинские документы. В случае, если работник отказывается предоставлять вышеуказанные документы, он подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы.
За дополнительной информацией по вопросу перечня, формы, содержания документов, подтверждающих противопоказания к вакцинации от COVID-19, Ассоциация "Некоммерческое партнёрство "Объединение Корпоративных Юристов" вправе обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Настоящее письмо не является правовым актом.
И.И.Шкловец