+7 (343) 344-63-36 Екатеринбург mail@ucstroitel.ru

Обзор новостей по охране труда с 14 по 20 декабря 2021 года

20.12.2021
Обзор новостей по охране труда с 14 по 20 декабря 2021 года. Обзоры

Обзор новостей по охране труда с 14 по 20 декабря 2021 года

Как организовать обучение ответственных за пожарную безопасность в учебных центрах по новым правилам

За каждым отдельным объектом организации назначьте ответственного за обеспечение пожарной безопасности. К таким объектам относятся здания, строения, помещения, территории. Также назначьте ответственного за обеспечение пожарной безопасности в целом по организации. Он координирует работу всех ответственных в организации. Такие требования установлены Правилами противопожарного режима, утвержденными постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479.

Чтобы назначить ответственных за пожарную безопасность, издайте приказ. Выберите ответственных из числа руководителей и специалистов. Отразите новые обязанности в должностных инструкциях работников. Обязанности возьмите из профстандарта «Специалист по противопожарной профилактике» (приказ Минтруда от 28.10.2014 № 814н).

Приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность

Далее направьте ответственных на обучение в учебный центр по программе дополнительного профессионального образования (приложение 1 к приказу № 596). Их разрабатывают до 1 марта 2022 года учебные центры, у которых есть лицензия и аккредитация. Ранее учебные центры согласовывали программы с МЧС. Сейчас такого требования нет.

После аттестации в учебном центре ответственные за пожарную безопасность получат удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке (п. 15 ст. 76 Закона об образовании).

СОВЕТ

Когда не нужно обучать пожарной безопасности в учебном центре.

Обучение пожарной безопасности по новым правилам проходить не нужно, если у специалиста есть высшее образование пожарно-технического профиля и стаж работы не менее пяти лет в Государственной противопожарной службе. Это указано в пункте 2 приложения 3 к приказу № 806.

СИТУАЦИЯ

С какой периодичностью обучать ответственных за пожарную безопасность в учебных центрах по новым правилам

Документ о профессиональной подготовке не имеет срока действия. Он подтверждает, что специалист овладел конкретными навыками, получил определенные знания и не нуждается в их повторном изучении. Но с учетом динамики развития всех отраслей экономики каждому специалисту необходимо регулярно учиться новому, чтобы успешно вести свою профессиональную деятельность.

Для большинства профессий федеральные законы устанавливают периодичность повышения квалификации раз в пять лет.

Требования к периодичности повышения квалификации ответственных по пожарной безопасности не установлены профстандартом или ведомственными нормативными актами. Поэтому руководитель организации решает сам, нужно ли направлять работников на учебу повторно и с какой периодичностью (ч. 1 ст. 196 ТК). Пропишите периодичность в дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками.

С весны начнет действовать новое положение о СУОТ

С 1 марта 2022 года начнет действовать новое положение о системе управления охраной труда (далее – новое положение). В положении изменили перечень работодателей, которые могут упростить структуру СУОТ, политику и основные процедуры СУОТ, прописали процессы функционирования СУОТ.

Перечень работодателей, которые могут упростить структуру СУОТ

По новому положению упростить структуру СУОТ могут отдельные работодатели, которые соблюдают нормативные требования по охране труда (п. 78 нового положения). Какие эти работодатели, непонятно, поэтому эксперты Системы направили запрос в Минтруд. В действующем положении упростить структуру СУОТ могут работодатели, у которых в штате меньше 15 человек (п. 3 приказа Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

Политика и основные процедуры по охране труда

В положении изменили направление политики в области охраны труда. Новая политика должна (п. 10 нового положения):

  • обеспечивать безопасные условия труда и управлять профрисками и профзаболеваниями;
  • соответствовать экономической деятельности и особенностям уровней профрисков в организации;
  • отражать цели охраны труда;
  • включать обязательство работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профрисков;
  • совершенствовать СУОТ;
  • учитывать мнения профсоюзов.

Также в положении изменили основные процедуры СУОТ. В процедурах нужно (п. 55 нового положения):

  • планировать мероприятия по охране труда;
  • выполнять мероприятия по охране труда;
  • контролировать планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
  • корректировать действия по совершенствованию функционирования СУОТ;
  • управлять документами СУОТ;
  • информировать и взаимодействовать с работниками;
  • распределять обязанности для функционирования СУОТ.

Процессы функционирования СУОТ

В положении расписали основные процессы по охране труда, по которым СУОТ будет функционировать (п. 47 нового положения). Основные процессы указали в таблице.

Таблица. Основные процессы по охране труда

Проведение спецоценки

Базовые процессы СУОТ

Проведение оценки профрисков

Проведение медосмотров

Процессы по допуску к самостоятельной работе

Проведение обучения

Обеспечение СИЗ

Обеспечение безопасности при эксплуатации оборудования

Процессы по безопасности производственной среды

Обеспечение безопасности при осуществлении технологических процессов

Обеспечение безопасности при эксплуатации инструментов

Обеспечение безопасности при применении сырья и материалов

Обеспечение безопасности подрядных организаций

Санитарно-бытовое обеспечение работников

Сопутствующие процессы

Выдача молока или других равноценных продуктов

Обеспечение лечебно-профилактическим питанием

Соблюдение режима труда и отдыха

Обеспечение соцстрахованием

Взаимодействие с ГИТ

Реагирование на аварийные ситуации

Процессы реагирования на ситуации

Реагирование на несчастные случаи

Реагирование на профзаболевания

Чтобы организовать, например, процесс оценки профрисков, работодатель должен использовать методики для выявления профрисков. Также к оценке можно привлечь организацию, которая проводит такие мероприятия (п. 22–24 нового положения).

Также в новом положении разработали примерный перечень опасностей, их источники и меры по контролю опасностей (приложение 1 к новому положению).

Источник: приказ Минтруда от 29.10.2021 № 776н.

Определили требования к квалификациям специалистов по охране труда

Национальный Совет по профессиональным квалификациям утвердил требования к квалификациям специалистов по охране труда (СОТ). Они начнут действовать с 1 сентября 2022 года. Новые требования отменят действующие требования, закрепленные за Советом по профквалификациям.

Новые требования привели в соответствие с профстандартом, утвержденным приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н. По ним должности СОТов будут классифицировать по уровням:

  • 6-й уровень – младший СОТ и СОТ;
  • 7-й уровень – руководитель службы охраны труда и эксперт-консультант по условиям и охране труда;
  • 8-й уровень – риск-менеджер по управлению профессиональными рисками.

Согласно требованиям, специалистами могут работать лица, у которых есть диплом о высшем образовании или диплом о профподготовке по направлению «Техносферная безопасность».

В требованиях указали, например, что младший СОТ собирает информацию по вопросам охраны труда, обеспечивает нормативную базу, организует подготовку работников и мероприятия по снижению уровней профрисков.

Требования к квалификациям будут действовать до 1 сентября 2027 года.

Источник: приказ АНО НАРК от 13.12.2021 № 125/21-ПР.

Ежеквартально отчитываться об использовании взносов нужно по новой форме

Обновили форму отчета об использовании сумм страховых взносов на соцстрахование от несчастных случаев. Ее привели в соответствие с правилами финансового обеспечения, утвержденными приказом Минтруда от 14.07.2021 № 467н.

В отчет включили графы о реализации мер по коронавирусу и о приобретении приборов и оборудования мониторинга состояния здоровья. Чтобы отчитаться, например, за приобретение оборудования, в таблице № 1 укажите, сколько планировали и потратили на покупку приборов. В таблице № 2 пропишите количество приборов и число работников, которых направили на мониторинг.

Источник: письмо ФСС от 17.09.2021 № 02-09-05/06-10-24447.

Как обозначить места проведения работ на высоте

Место установки ограждений и знаков безопасности указывают в технологических картах на проведение работ или в плане производства работ (далее – ППР) на высоте.

ВНИМАНИЕ

Площадки производства работ ограждают для предотвращения несанкционированного входа. Посторонние лица могут посещать указанные территории в защитных касках и в сопровождении представителей организации, проводящей работы на этом участке.

Под местом производства работ (внизу) определяют, обозначают и ограждают зоны повышенной опасности. Рекомендации по их установке предусмотрены приложением № 9 к Правилам (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.11.2020 № 782н "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте").

При совмещении работ по одной вертикали нижерасположенные места оборудуют защитными устройствами – настилами, сетками, козырьками. Их устанавливают на расстоянии не более 6 метров по вертикали от нижерасположенного рабочего места (п. 76 Правил).

Для ограничения доступа работников и посторонних лиц в зоны повышенной опасности работодатель ограждает такие участки. К ним относятся места, где возможно:

  • падение с высоты;
  • травмирование падающими сверху материалами, инструментом или другими предметами.

ВНИМАНИЕ

Если нельзя установить ограждение, ответственный исполнитель работ контролирует местонахождение работников и запрещает им приближаться к зонам повышенной опасности.

На высоте устанавливают и снимают ограждения и средства защиты с применением страховочных систем. Эти операции выполняют специально обученные работники под непосредственным контролем ответственного исполнителя работ (п. 77 Правил).

Определили перечень материалов и способы информирования работников об условиях труда

Минтруд разработал примерный перечень материалов и способы информирования работников об условиях труда. Информировать нужно будет с 1 марта 2022 года.

В документе выделили три вида материалов.

  1. Визуальная или печатная информация – коллективные договоры, отраслевые соглашения, газеты, листовки, плакаты (п. 1 приложения 2 к приказу Минтруда от 29.10.2021 № 773н).
  2. Видеоматериалы – информационные видеоролики и программы на корпоративном телевидении (п. 2 приложения 2 к приказу Минтруда от 29.10.2021 № 773н).
  3. Интернет-ресурсы – информация на официальных сайтах справочных систем, тематическая информация в соцсетях, информационные ресурсы на сайтах работодателя или Минтруда (п. 3 приложения 2 к приказу Минтруда от 29.10.2021 № 773н).

Чтобы информировать работников об условиях труда, работодатель может использовать три способа передачи информации. Способы указали в таблице.

Таблица. Способы информирования работников об условиях труда

Визуальная или печатная информация

Видеоматериалы

Интернет-ресурсы

Разместить плакаты или листовки с информацией об условиях труда

Инструктировать и обучать с помощью видеороликов или сюжетов, снятых по материалам реальных событий

Разместить информацию на официальном сайте работодателя, если на сайте есть результаты СОУТ

Ознакомить с коллективным договором или отраслевым соглашением

Разместить на корпоративном телевидении или на общедоступных местах с телевизорами видеоролики или сюжеты, снятые по материалам реальных событий

Разместить видеоролики или сюжеты, снятые по материалам реальных событий, на всех страницах видеоканалов

Посетить рабочие места с опасными зонами и оборудованием

Информировать в формате интернет-журнала событий

Разместить на корпоративном портале и на официальном сайте, например, журналы или листовки по вопросам обеспечения безопасных условий труда

Распространить журналы, информационные бюллетени, плакаты, газеты

Демонстрировать видеоматериалы на профильных тематических выставках и конференциях

Разместить на корпоративном портале и на официальном сайте политику в области трудовых прав

Направить материалы на электронную почту или по почте

Разместить на корпоративном портале и на официальном сайте ссылки на Минтруд, Роструд, ресурс Роструда, Пенсионный фонд, ФСС

Обеспечить доступ к справочным правовым информационным системам через корпоративный портал или оборудование в кабинете охраны труда

Разместить актуальную информацию о трудовых правах работников на страницах в соцсетях или в системах мгновенного обмена сообщениями

Разместить на корпоративном портале и на официальном сайте текст коллективного договора и отраслевого соглашения

Источник: приказ Минтруда от 29.10.2021 № 773н.

Должна ли организация сама разрабатывать нормативы выбросов, сбросов и отходов

Нормативов предельно допустимых загрязнений, которые подходили бы для предприятий любых отраслей, в законодательстве нет. Величина нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации. Среди них:

  • количество источников загрязнений;
  • наличие и объемы вредных веществ и примесей в сырье и материалах, используемых в деятельности организации;
  • степень технологической переработки сырья и материалов, вредных для окружающей среды;
  • наличие и эффективность очистных сооружений;
  • объемы и физико-химический состав отходов производства и т. д.

Учесть все факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей организации, используемого оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Поэтому организации, которые ведут деятельность на объектах I и II категорий, должны самостоятельно разработать нормативы. Нормативы должны подтверждаться расчетами и технико-экономическими обоснованиями. Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 22 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и статей 11, 18 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

СОВЕТ

Разработку нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение поручите экологам

Когда разработка нормативов требует специальных экспертиз, дополнительных исследований или сложных анализов, проводить ее должны квалифицированные специалисты — экологи. При наличии таких специалистов в штате организации эта работа может быть поручена им. Участие бухгалтерии сводится к подборке документов или выполнению вспомогательных расчетов. Если штатных экологов в организации нет, для разработки нормативов следует заключить договор со сторонней организацией.

Перестали действовать регламенты проверок Роструда

С 13 декабря Роструд отменил пять регламентов, которые использовали на проверках работодателей. По регламентам проверяли:

  • порядок расследования несчастных случаев;
  • соцстрахование работников от несчастных случаев и оплату пособий по временной нетрудоспособности;
  • требования по спецоценке;
  • установление степени утраты трудоспособности в результате несчастных случаев и профзаболеваний;
  • соблюдение трудового законодательства.

Источник: приказ Роструда от 27.10.2021 № 329.

Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.


Возврат к списку