Чтобы внести изменения в действующие инструкции по охране труда с учетом новых требований приказа Минтруда от 29.10.2021 № 772, выполните алгоритм из пяти шагов.
Шаг 1. Оформите лист изменений. В нем пропишите, что изменилось, например, добавили риски и опасности на рабочем месте. Изменения могут быть в виде исправлений, исключений или дополнений.
Шаг 2. Согласуйте лист изменений с профсоюзом, если он есть (ст. 372 ТК).
Шаг 3. Издайте приказ о внесении изменений в инструкции по охране труда. Лист изменений оформите приложением к приказу.
Приказ о внесении изменений в инструкции по охране труда (образец) |
Шаг 4. Приложите копию листа изменений к инструкциям по охране труда после того, как руководитель подпишет приказ.
Шаг 5. Проведите внеплановый инструктаж работникам. На инструктаже расскажите, какие изменения внесли в инструкции по охране труда.
Количество изменений в инструкцию по охране труда не ограниченно. Но если вносите большой объем поправок, лучше составить новую ИОТ. Как переиздать инструкцию, читайте в материале ниже.
Включите в инструкции по охране труда все новые требования, которые указаны в приказе Минтруда от 29.10.2021 № 772н. Требования обязательны для исполнения всеми работодателями. Сейчас действуют рекомендации по разработке инструкций по охране труда, которые работодатель не обязан соблюдать полностью в отличие от требований.
Включите в инструкции по охране труда новые требования, в том числе:
Проверьте по чек-листу все требования, которые нужно включить в новые инструкции по охране труда.
Какие опасности и риски включить в инструкцию по охране труда уборщицы
Завхоз заметил, что уборщица при уборке мусора из-под верстака может удариться головой о тиски, которые закреплены на краю верстака и выступают за его край. Об этом завхоз сообщил специалисту по охране труда. Специалист по охране труда внес риск удара головой в реестр опасностей на рабочем месте уборщицы. Завхоз внес риск удара головой в инструкцию по охране труда.
Нужно ли перечислять СИЗ в инструкции по охране труда или можно указать ссылку на ЛНА с нормами выдачи СИЗ
Работодатель сам решает, какой способ выбрать.
В инструкции по охране труда работодатель перечисляет положенные работникам СИЗ или указывает ссылку на локально-нормативный акт, в котором утвердили нормы выдачи СИЗ в организации (подп. «г» п. 22 Требований). Это может быть приказ об утверждении норм.
Нужно ли прописывать в ИОТ порядок оказания первой помощи или можно указать ссылку на инструкцию по оказанию первой помощи
Да, нужно.
Действия по оказанию первой помощи пострадавшим пропишите в инструкции по охране труда. Это указано в подпункте «г» пункта 24 Требований. Перечислите порядок оказания первой помощи при тех травмах, которые можно получить на конкретном рабочем месте. Возможные травмы определите в ходе оценки профрисков.
Роспотребнадзор запустил сервис по автоматическому поиску информации об объектах, отнесенных к категориям значительного, высокого и чрезвычайно высокого риска. Сервис разработали на основании положения о санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1100.
Чтобы узнать о категории риска, перейдите на сайт Роспотребнадзора. Введите данные об ИНН, ОГРН и название юрлица или ИП. Нажмите на кнопку «показать» и получите результат. Категорию риска указывают в последнем столбце таблицы.
Установили требования по охране окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации отдельных производственных объектов, отнесенных к I и II классам опасности. Если работодатель не будет выполнять требования при эксплуатации и выводе из эксплуатации отдельных производственных объектов, то с него могут взимать компенсационные платежи. Размер платежа не должен превышать сумму на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды (далее – план мероприятий) Это указано в абзаце 2 части 4 статьи 56.4 новой редакции Закона от 30.12.2021 № 446-ФЗ.
По требованиям работодатели должны представить в Росприроднадзор:
Документы представляют за пять лет до истечения сроков эксплуатации производственных объектов (ч. 3 ст. 56.1 новой редакции Закона от 30.12.2021 № 446-ФЗ).
Определили требования к плану мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Например, в план не нужно включать мероприятия по ликвидации отдельного производственного объекта, если в плане есть мероприятия при консервации такого объекта (абз. 2 ч. 1 ст. 56.2 новой редакции Закона от 30.12.2021 № 446-ФЗ).
Чтобы подтвердить финансовое обеспечение мероприятий по плану мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, у работодателя должны быть:
Эксплуатировать и выводить из эксплуатации отдельные производственные объекты I и II классов опасности по новым требованиям нужно с 1 сентября 2022 года.
Источник: Закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ.
Минтруд разработал перечень индикаторов риска нарушения трудового законодательства. Его используют при проверках работодателей с 9 января 2022 года. По индикаторам ведомство будет определять, нужно ли проводить внеплановую проверку.
По перечню Минтруд придет с проверкой, если есть два показателя:
Источник: приказ Минтруда от 30.11.2021 № 838н.
Со 2 января 2022 года МЧС проводит проверки по гражданской обороне по утвержденным формам документов. Для проверок ведомство использует протоколы:
Также МЧС разработало формы предписаний нарушений, журналы учета карточек и акт о непроведении контроля. Например, в предписании указывают вид нарушения, отсылки к нормативным актам, сроки выполнения нарушения и отметку о выполнении.
Источник: приказ МЧС от 25.10.2021 № 726.
Минтруд разработал рекомендации по размещению информации о трудовых правах работников. Они заменят рекомендации по организации кабинета и уголка по охране труда, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 17.01.2001 № 7. Размещать информацию по новым правилам можно с 1 марта 2022 года.
Работодателям рекомендуют размещать информацию о трудовых правах работников шестью способами:
В рекомендациях указали примерный порядок размещения информации в зависимости от выбранного способа. Например, распространять информацию через печатную продукцию можно плакатами, журналами или буклетами.
Минтруд рекомендует создавать кабинет по охране труда работодателям, у которых работает больше 50 человек и где проводят большой объем работы по обеспечению охраны труда. Создавать уголок по охране труда предлагают в отдельных структурных подразделениях и работодателям, у которых работает меньше 50 человек.
Источник: приказ Минтруда от 17.12.2021 № 894.
С 1 января 2022 года Росприроднадзор самостоятельно рассматривает дела об административных правонарушениях по новым статьям КоАП. Так, ведомство сможет привлекать работодателей к ответственности за нарушение:
Источник: Закон от 21.12.2021 № 419-ФЗ.
С 1 марта начнут действовать рекомендации по выбору методов оценки уровней профрисков и по снижению уровней таких рисков. НПА носит рекомендательный характер, так как его не регистрировали в Минюсте. Это значит, что работодатель сам решает, применять ему или нет рекомендации по выбору методов оценки профрисков.
В документе подготовили 15 методов оценки профрисков. Рекомендуемые методы оценки рисков указали в таблице.
Таблица. Методы оценки профрисков
Область применения методов оценки профрисков |
Наименование метода оценки профрисков |
Требования для применения метода оценки профрисков |
Рекомендации к применению метода оценки профрисков |
Предприятия малого и микробизнеса |
Контрольные листы |
Не требует дополнительных временных или финансовых затрат и углубленного обучения специалистов. Достаточно краткосрочного повышения квалификации |
Применяйте метод:
Используйте метод, чтобы применять стратегическое или операционное решение в любом временном диапазоне |
Матричный метод |
Применяйте метод:
Используйте метод, чтобы применять стратегическое или операционное решение в любом временном диапазоне наличия профриска |
||
Распространенные методы оценки профрисков |
Матричный метод на основе балльной оценки |
Не требует дополнительных временных или финансовых затрат и углубленного обучения специалистов. Достаточно краткосрочного повышения квалификации |
Применяйте метод:
Используйте метод, чтобы применять стратегическое или операционное решение в любом временном диапазоне наличия профриска |
Анализ «галстук-бабочка» |
Применяйте метод:
Используйте метод, чтобы применять тактическое или операционное решение для рисков, действующих в среднесрочном и краткосрочном временном диапазоне |
||
Производственные процессы |
Метод анализа «дерево решений» |
Не требует дополнительных временных или финансовых затрат и углубленного обучения специалистов. Достаточно краткосрочного повышения квалификации |
Применяйте метод для оценки рисков на любом управленческом уровне. Например, на уровне предприятия, проекта, отдела или процесса. Применяйте для любого временного диапазона наличия профриска, а также рекомендуется применять |
Метод анализа сценариев |
Не требует дополнительных временных и финансовых затрат. Требует краткосрочного повышения квалификации от исполнителей |
Применяйте метод для оценки рисков на любом управленческом уровне. Например, на уровне предприятия, проекта или отдела. Применяйте для конкретного оборудования или процесса, для рисков, действующих в среднесрочном и краткосрочном временном диапазоне |
|
Анализ причинно-следственных связей |
Требует дополнительных временных и финансовых затрат при использовании, а также углубленного обучения специалистов |
Применяйте метод :
|
|
Метод анализа уровней защиты |
Используйте метод:
|
||
Метод технического обслуживания, направленный на обеспечение надежности |
Используйте метод:
|
||
Безопасность продукции, оборудования и производственных процессов |
Анализ опасности и критических контрольных точек |
Требует дополнительных временных и финансовых затрат при использовании, а также углубленного обучения специалистов |
Используйте метод:
|
Исследование HAZOP |
Применяйте метод:
|
||
Иные методы, применяемые для оценки профрисков |
Структурированный метод «Что, если?» (SWIFT) |
Не требует дополнительных финансовых и временных затрат. Требует минимальной подготовки команды |
Используйте метод:
Применяйте метод ко всем формам физической установки или системы, ситуации или обстоятельства, организации |
Метод анализа влияния человеческого фактора (HRA – Human Reliability Assessment) |
Требует дополнительных временных и финансовых затрат при использовании, а также углубленного обучения специалистов |
Используйте метод:
|
|
Оценка риска получения профессионального заболевания |
|
Для оценки рисков используйте результаты СОУТ. Дополнительно можно использовать руководство Минздрава от 24.06.2003 № Р 2.2.1766-03 |
|
Анализ эффективности затрат (анализ «затрат и выгод») |
Требует дополнительных временных и финансовых затрат при использовании, а также углубленного обучения специалистов |
Применяйте метод:
|
Источник: приказ Минтруда от 28.12.2021 № 796.
Правительство продлило до 31 декабря 2022 года действие временного положения о расследовании страховых случаев при заболевании коронавирусом медработников. Временное положение утвердили постановлением Правительства от 20.02.2021 № 239.
Напоминаем, что временное положение используют для расследования страховых случаев при заболевании коронавирусом от заболевших пациентов, которые произошли с тремя категориями медицинских работников:
Источник: постановление Правительства от 17.12.2021 № 2345.
Минтруд разработал правила обеспечения и единые типовые нормы СИЗ и смывающих средств. Работодатели должны выдавать СИЗ и СиОС по новым правилам с 1 сентября 2023 года.
Правила обеспечения СИЗ и смывающими средствами
С 1 сентября 2023 года новые правила заменят действующие правила, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н (далее – действующие правила). Также новые правила заменят стандарт обеспечения работников СиОС, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н.
По новым правилам при выборе СИЗ и смывающих средств учитывают мнение профсоюза, уполномоченных представителей работников, итоги спецоценки и оценки профрисков. С 1 сентября 2023 года до 31 декабря 2024 года работодатель самостоятельно определяет, использовать Единые типовые или отраслевые типовые нормы СИЗ. С 1 января 2025 года работодатель обязан использовать единые типовые нормы.
В документе обновили форму личной карточки СИЗ. На лицевой стороне формы заменили противогаз и респиратор на СИЗОД, а рукавицы и перчатки – на СИЗ рук. На обратной стороне теперь нужно указывать марку СИЗ и способ выдачи дерматологических СИЗ. Выдавать их можно лично или с помощью дозаторов. Также нужно указать акт списания СИЗ при их возврате. Определять процент износа и указывать номер сертификата больше не нужно. Также работодатели должны оформлять личную карточку учета дежурных СИЗ и нормы выдачи СИЗ
В новых правилах определили, что подрядчики выдают СИЗ своим работникам за счет собственных средств. В действующих правилах не указано, кто выдает СИЗ сотрудникам, работающим на территории другого работодателя.
По документу ответственность за СИЗ несут работники, у которых СИЗ остаются в нерабочее время. Определите такие СИЗ в перечне. В перечне укажите профессии работников. В действующих правилах не определено, кто несет ответственность за СИЗ в нерабочее время, например, если сотрудники в командировке.
Единые типовые нормы СИЗ и смывающих средства
В единых типовых нормах СИЗ разработали перечни СИЗ, которые выдают по профессиям и идентифицированным опасностям. Например, если на рабочих местах выявили опасность падения с высоты, то работникам нужно выдавать страховочные привязи, предохранительные пояса и спасательные петли. Если сотрудник работает водителем автомобиля, то ему полагается сигнальный жилет, очки от ультрафиолетового излучения, перчатки, обувь, костюм и плащ для защиты от воды.
К примеру если сотрудник работает со строительной пылью, то ему выдают средства, в зависимости от их свойств:
Источник: приказы Минтруда от 29.10.2021 № 766н, № 767н.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.