Что прописать в программу производственного контроля
Программу производственного контроля начинают с пояснительной записки. В нее включают сведения об организации или индивидуальном предпринимателе и объекте, на котором ведут деятельность. В частности, указывают:
- полное наименование;
- юридический и фактический адрес;
- номера контактных телефонов;
- перечень работ, услуг и выпускаемой продукции;
- виды деятельности, которые представляют потенциальную опасность для человека и требуют санитарно-эпидемиологической оценки, сертификации, лицензирования.
В пояснительной записке дают общую характеристику производства, краткое описание зданий и сооружений, их планировку, спецификацию технологического и холодильного оборудования, сведения о производственных мощностях объекта, о транспортном обеспечении.
Программу производственного контроля составляют в произвольной форме. Строгих требований к структуре, количеству разделов, их наименованию, набору мероприятий нет. Их определяют в каждом конкретном случае, при этом принимают во внимание:
- степень потенциальной опасности для человека той или иной деятельности;
- работы и услуги, которые выполняют и оказывают на объекте;
- мощность объекта;
- возможные негативные последствия из-за нарушения санитарных правил.
Примерное содержание программы производственного контроля приведено в СП 1.1.1058-01. В программу включают:
- Перечень санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с деятельностью организации (п. 3.1 СП 1.1.1058-01). Перечень документов для конкретного вида деятельности можно узнать в региональном подразделении Роспотребнадзора.
- Перечень должностных лиц и работников, которые проводят производственный контроль (п. 3.2 СП 1.1.1058-01 и п. 2.5 СП 2.2.3670-20).
- Перечень химических веществ, биологических, физических и других факторов, а также объектов производственного контроля, которые представляют потенциальную опасность для человека и среды его обитания. В отношении этих факторов и объектов организуют лабораторные исследования и испытания, а в программе указывают контрольные точки, где отбирают пробы, а также периодичность отбора проб (п. 3.3 СП 1.1.1058-01 и п. 2.5 СП 2.2.3670-20).
- Перечень должностей работников, которые должны проходить медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (п. 3.4 СП 1.1.1058-01). Перечень сотрудников можно оформить в качестве приложения к программе производственного контроля.
- Перечень работ, услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, которые представляют потенциальную опасность для человека и подлежат санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию (п. 3.5 СП 1.1.1058-01).
- Мероприятия, которые обосновывают, что продукция и технологии ее производства безопасны для человека и окружающей среды. Также здесь приводят критерии безопасности и безвредности факторов производственной и окружающей среды. Кроме того, описывают методы контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции (п. 3.6 СП 1.1.1058-01).
- Перечень форм учета и отчетности, которые связаны с производственным контролем (п. 3.7 СП 1.1.1058-01). К формам учета относят карты или журналы контроля, а также журналы учета, которые предусмотрены конкретными санитарными правилами. По каждой из форм контроля, как правило, разрабатывают отдельные учетные документы. Формы утверждает руководитель организации с учетом рекомендаций региональных подразделений Роспотребнадзора. Учетно-отчетные документы ведут сотрудники, которые непосредственно проводят контрольные мероприятия и отвечают за организацию производственного контроля.
- Перечень возможных аварийных ситуаций, которые создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и о которых информируют население, местное самоуправление и санэпиднадзор (п. 3.8 СП 1.1.1058-01).
- сообщение об инфекционном или паразитарном заболевании (острая кишечная инфекция, вирусный гепатит А, трихинеллез и др.);
- сообщение об отравлении продукцией;
- авария в канализационной системе с поступлением сточных вод в складские, производственные помещения.
- Другие мероприятия для эффективного контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий (п. 3.9 СП 1.1.1058-01).
Ростехнадзор пояснил, как применять Правила промбезопасности при использовании оборудования под давлением
Если объекты спроектированы и введены в эксплуатацию до 01.01.2021, то на них также распространяются требования пункта 65 ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (далее – Правила). Это указал Ростехнадзор в официальном письме.
Пункт 65 Правил включает требования к размещению и установке сосудов:
- Сосуды устанавливают на открытых площадках в местах, исключающих скопление людей, или в отдельно стоящих зданиях вместе с технологически взаимосвязанными с ними машинами, оборудованием и трубопроводами.
- Воздухосборники или газосборники устанавливают на фундамент вне здания питающего источника. Место их установки должно иметь ограждение.
- Расстояние между воздухосборниками должно быть не менее 1,5 м, а между воздухосборником и стеной здания – не менее 1 м. Расстояние между газосборниками определяет проектная организация.
- Ограждение воздухосборника устанавливают на расстоянии не менее 2 м от воздухосборника в сторону проезда или прохода.
- При установке сосудов со взрывопожароопасными средами на производственных площадках организаций, а также на объектах, расположенных на территории населенных пунктов, соблюдают безопасные расстояния размещения сосудов от зданий и сооружений по проекту с учетом радиуса опасной зоны в случае аварийной разгерметизации сосуда.
Источник: письмо Ростехнадзора от 27.07.2021 № 09-00-06/5410.
Роструд уточнил, что сотрудников с разъездным характером работы можно уволить за прогул
Работодатель вправе наказать сотрудника с разъездным характером работы, который в течение дня не находился в месте, где должен исполнять обязанности. Об этом сообщил Роструд в официальном письме.
Например, если работник не приехал на объект к клиенту или не пришел в офис, чтобы подписать документы, то это будет основанием для оформления прогула. Но прежде работодатель обязан указать такой вид работ и место работ в трудовом договоре (ч. 2 ст. 57 ТК). Если сотрудник работает в пределах одного населенного пункта, в трудовом договоре достаточно указать этот населенный пункт.
Чтобы обосновать увольнение за прогул сотрудника с разъездным характером работы:
- начните вести учет рабочего времени и письменно оформлять указания для сотрудника, если для их исполнения нужно уехать из офиса организации;
- установите обязанность появляться в основном офисе в определенные часы;
- докажите необходимость нахождения сотрудника в указанную дату по определенному адресу. Иначе увольнение за прогул считается незаконным.
При этом работник для защиты своих прав будет обязан доказать факты исполнения им в указанные даты своих трудовых обязанностей.
Документ: письмо Роструда от 24.06.2021 № ПГ/16935-6-1.
Планируют ввести обязательный контроль психофизического состояния водителей на рейсе
С 1 марта 2023 года планируют применять специальные технические средства, которые предотвращают потерю внимания и концентрации при перевозках автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Соответствующий проект опубликовал Минтранс.
Спецсредства по предотвращению потери внимания и концентрации будут подключать к тахографам и с их помощью регистрировать психофизическое состояние водителей легковых такси, автобусов и грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг. Если спецсредство зафиксирует опасный уровень усталости, то работник будет обязан сделать перерыв.
В проекте указали, что уже успешно прошел пилотный проект по применению этих систем в Республике Татарстан, Белгородской, Московской, Калужской, Новгородской областях и Москве. Разработчики проекта заявляют, что ориентировочная стоимость средств контроля вместе с установкой и техобслуживанием на три года будет от 25 тыс. до 80 тыс. руб.
Документ: проект Закона от 09.08.2021 О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Как пройти проверку по пожарной безопасности
Если проверки уже не избежать, постарайтесь минимизировать потенциальные риски. Для этого, если есть время, постарайтесь исправить недочеты в документах, которые запросил инспектор по пожарному надзору, и оформить документы, которые должны быть на предприятии, но еще не оформлены.
Когда инспектор прибудет в организацию, он предъявит свое удостоверение. Далее он ознакомится с документами и пройдет по этажам, чтобы проверить планы эвакуации, средства пожаротушения, связи, предупреждения. Также инспектор проверит средства пожарной автоматики, оповещения, сигнализации, пожаротушения, дымоудаления, пожарный водопровод, наличие знаков пожарной безопасности, эвакуационные выходы, решетки, аварийные электрические сети, места для курения, прилегающую к зданию территорию.
При проверке сотрудничайте с инспектором, в ином случае инспектор может вызвать полицию (п. 7 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле). Кроме того, отказ в представлении документов или недопуск инспектора на предприятие грозит штрафом.
Инспектор при проверке может попросить сделать копию документа, представить документ, который должен быть в организации, написать объяснение, попросить написать объяснение работника, проверить электронные базы данных.
Если работодатель избегает проверки, например, не пускает инспектора в здание, не выполняет его законные требования и т. п., то на работодателя могут наложить штраф. В зависимости от того, как квалифицируют нарушения, работодателя могут наказать за:
- неповиновение законному распоряжению инспектора – штраф до 4000 руб. (ст. 19.4 КоАП);
- воспрепятствование законной деятельности инспектора – штраф до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП);
- невыполнение требования инспектора о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для проверки в сфере технического регулирования, – до 300 000 руб. (ст. 19.33 КоАП).
У работодателя есть право присутствовать при проверке и получать от инспектора информацию по проверке.
Минтруд разъяснил, какие гарантии и компенсации работодатель может предоставить работникам за вакцинацию
Работодатель может предусмотреть для работников дополнительные дни отдыха с сохранением заработной платы, допвыплаты, оплату проезда и питания за вакцинацию от коронавируса. Об этом напомнил Минтруд в официальном письме.
Чтобы оформить дополнительные гарантии и компенсации для работников, нужно внести изменения в коллективный договор или издать локальный нормативный акт. Это предусмотрено статьями 8, 22 и 51 Трудового кодекса.
Источник: письмо Минтруда от 07.06.2021 № 14-4/10/П-4243 «О вакцинации работников от новой коронавирусной инфекции».
Планируют ввести обязательную оценку квалификации для отдельных категорий работников, которые работают с ТС
Планируют, что с 1 марта 2023 года определенные категории работников для допуска к работе будут проходить оценку квалификации. Например, водители, которые перевозят опасные грузы, и эксперты-техники, которые проводят независимую техническую экспертизу ТС.
Особенности оценки квалификации этих работников планируют закрепить в Законе об автомобильном и городском наземном электрическом транспорте. Уже подготовлен проект закона.
Источник: проект Минтранса от 05.08.2021.
Планируют ввести новый обязательный для всех работодателей ЛНА – правила по охране труда организации
Минтруд опубликовал проект требований к порядку разработки ИОТ и правил (стандартов) по охране труда. Проект разработан в соответствии с новой редакцией раздела 10 ТК, в которой прописан такой локальный нормативный акт, как правила (стандарт) организации по охране труда (ч. 11 ст. 209, абз. 5 ст. 211.2 новой редакции ТК).
По проекту Минтруда с 1 марта 2022 года у каждого работодателя должны быть утверждены правила по охране труда или стандарт организации по охране труда. Новый ЛНА нужно разработать на основе исследований состояния и причин производственного травматизма и профзаболеваний, результатов СОУТ и производственного контроля.
Правила будут состоять из пяти глав:
- общие требования;
- требования охраны труда работников при организации и проведении работ;
- требования к производственным помещениям и производственным площадкам;
- требования к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест;
- требования к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства.
Источник: проект Минтруда от 29.06.2021.
Минтранс разрабатывает общий закон для автомобильного транспорта
Минтранс разработал проект закона «Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте». Закон будет системно регулировать правовые и организационные условия функционирования автомобильного транспорта и городского наземного электротранспорта. Сейчас правовые нормы в этой области разрознены и не структурированы.
Проект закона установит прямые нормы права с обязательными требованиями. Например, установят:
- обязанность по размещению и креплению багажа в транспортном средстве;
- требования к организованным перевозкам групп детей автобусами;
- требования к осуществлению перевозки опасных и скоропортящихся грузов.
Законопроект позволит оформлять путевые листы, договоры фрахтования, заказы и заявки на перевозки грузов в форме электронного документа.
Источник: проект закона «Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте».
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные: 3.1. Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
3.2. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
2.5. Хозяйствующий субъект устанавливает программу производственного контроля за условиями труда, которая включает:
2.5.1. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
2.5.2. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований.
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
3.3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний);
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
3.4. Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
3.5. Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
3.6. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
3.7. Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
3.8. Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
3.9. Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО
от 27 июля 2021 года № 09-00-06/5410
О применении нормативных документов
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение по вопросу применения отдельных положений федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением" (далее - ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536 (зарегистрирован Минюстом России 31.12.2020, регистрационный N 61988), сообщает следующее.
Требования к размещению сосудов, работающих под избыточным давлением, аналогичные требованиям пункта 65 ФНП ОРПД, содержались в ранее действовавших положениях пункта 64 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора N 116 от 25.03.2014 (зарегистрирован Минюстом России 19.05.2014, регистрационный N 32326), а также пункта 6.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 11.06.2003 N 91 (зарегистрировано Минюстом России 19.06.2003, регистрационный N 4776), соответственно их действие распространяется на объекты спроектированные и введенные в эксплуатацию до 01.01.2021 г.
Начальник Управления государственного строительного надзора А.Н. Горлов
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 24 июня 2021 года № ПГ/16935-6-1
Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев обращение, зарегистрированное 26 мая 2021 года, в пределах компетенции сообщает.
Если работа имеет разъездной характер, то соответствующее условие в обязательном порядке вносится в трудовой договор (часть вторая статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации - далее ТК РФ). Кроме того, согласно абзацу второму части второй статьи 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно должно быть указано место работы.
В ситуации, когда работнику устанавливается разъездной характер работы, если такая работа осуществляется в пределах одного населенного пункта, в трудовом договоре достаточно указать этот населенный пункт. Если же работник выполняет свои обычные трудовые обязанности в том числе за пределами одного населенного пункта, то в трудовом договоре следует указать территорию, в пределах которой работник будет выполнять работу.
Работник при приеме на работу должен быть ознакомлен с порядком выполнения у данного работодателя работы, имеющей разъездной характер: установлена ли территория служебных поездок, какие установлены лимиты компенсационных выплат, какая предусмотрена отчетность по результатам служебных поездок.
Следовательно, в дни, когда работник должен выполнять трудовые обязанности, обусловленные трудовым договором, он должен их выполнять.
В соответствии со статьей 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения по соответствующим основаниям.
Если в связи с учетом ранее наложенных взысканий у работодателя имеются основания для увольнения работника за неоднократное неисполнение им без уважительных причин трудовых обязанностей (пункт 5 части первой статьи 81 ТК РФ), то он вправе это сделать, надлежащим образом зафиксировав данные факты.
Обращаем внимание, что для обоснования правомерности увольнения работника с разъездным характером работы работодателю необходимо: вести учет рабочего времени и письменно оформлять указания для работника, если для исполнения таких указаний необходимо покинуть офис организации; кроме того, если возможно, установить обязанность появляться в основном офисе в определенные часы. Обосновывая правомерность увольнения работника за прогул при разъездном характере работы, работодатель должен доказать необходимость его нахождения в указанную дату по определенному адресу, поскольку в противном случае увольнение за прогул считается незаконным.
При этом при обращении за защитой своих прав такой работник будет обязан, в свою очередь, доказать факты исполнения им в указанные даты своих трудовых обязанностей.
Настоящее письмо не является правовым актом.
Начальник Правового управления Б.С. Гудко
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 2021 года № 14-4/10/П-4243
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с поступающими вопросами работников и работодателей по вакцинации работников от новой коронавирусной инфекции, в том числе в рабочее время, направляет информационную справку для доведения ее до общероссийских объединений работодателей и полагает целесообразным информирование объединениями работодателей своих членов по данному вопросу.
Е.В. Мухтиярова
Приложение
Информационная справка по вопросам проведения вакцинации от новой коронавирусной инфекции
В связи с поступающими от работодателей и работников вопросами по проведению вакцинации работников от новой коронавирусной инфекции, в том числе в рабочее время, информируем.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для самостоятельного регулирования вопросов организации труда работников.
Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса Российской Федерации повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску, дополнительные выплаты, оплата проезда, питания и т.п. работникам, принимающим участие в мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.