Обновили перечень профессий работников железнодорожного транспорта, которые проходят предрейсовые медосмотры
Минтранс обновил перечень профессий работников железнодорожного транспорта, которые проходят:
Приказ Минтранса от 02.02.2021 № 26 признали утратившим силу.
В перечень добавили две новые профессии:
- водитель специализированной техники на комбинированном ходу;
- машинист (оператор) крана манипулятора.
Приказ вступает в силу с 1 апреля 2024 года и действует до 1 марта 2030 года.
Источник: приказ Минтранса от 17.07.2023 № 253.
Планируют обязать работодателя сокращать рабочий день при работе в условиях повышенных температур
В Госдуме планируют внести изменения в статью 92 ТК. Законопроект направлен на создание благоприятных условий труда и обеспечение соблюдения защиты прав работников при выполнении работ в условиях повышенных температур.
Предложили предоставить работникам право требовать сокращения продолжительности рабочего дня при превышении допустимой температуры воздуха на рабочем месте. По законопроекту работодатель по требованию работника будет обязан сократить рабочий день (смену):
- при температуре воздуха 28,5 °C – на 1 час;
- при температуре воздуха от 28,6 до 29 °C – на 2 часа;
- при температуре воздуха 29,1 °C и выше – на 4 часа.
В случае принятия законопроекта он вступит в силу со дня его официального опубликования.
Источник: проект закона Госдумы от 07.08.2023 № 417717-8.
Предложили предоставлять дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска работникам на новых территориях
В Госдуме предлагают дополнить ТК положениями о дополнительном ежегодном оплачиваемом отпуске для работников, которые осуществляют свою деятельность на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Продолжительность отпуска будет составлять не менее восьми календарных дней.
Также предложили включить указанную категорию в число работников, труд которых оплачивается в повышенном размере. Для этого планируют ввести районный коэффициент. Размер и порядок применения коэффициента будет определять Правительство.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления смогут за счет средств своих бюджетов устанавливать более высокие размеры таких коэффициентов для:
- государственных учреждений;
- органов местного самоуправления;
- муниципальных учреждений.
Нововведения направлены на стимулирование трудоустройства на новых территориях, а также на оказание мер поддержки работникам.
Источник: проект закона Госдумы от 04.08.2023 № 417035-8.
Уточнили порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду объектами I категории
Минприроды ответило на вопросы о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду объектами I категории.
Организации и предприниматели, которые осуществляют деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Заявка на его получение должна содержать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ I и II класса опасности. Указанные организации и предпринимателями разрабатывают технологические нормативы самостоятельно.
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является:
- объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
Организации самостоятельно определяют платежную базу для каждого стационарного источника загрязнения на основе данных производственного экологического контроля. Порядок исчисления платы изложен в Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Минприроды отмечает, что плату за негативное воздействие на окружающую среду необходимо вносить по всем загрязняющим веществам включенным в Перечень.
Если фактическая масса или объем выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отраженная в заявке о постановке объекта на учет, превышает расчетное значение, то сведения об объекте нужно обновить.
Источник: письмо Минприроды от 25.07.2023 № 19-47/27008.
Расширили перечень индикаторов риска для проверки экспертных организаций в области промышленной безопасности
Ростехнадзор расширил перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, которые используются для лицензионного контроля за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее – ЭПБ). Нововведения будут действовать до 1 января 2027 года.
Теперь вместо одного индикатора риска, будут действовать четыре индикатора.
1. Если количество заключений ЭПБ, которые внесли в реестр заключений ЭПБ (далее – Реестр), выросло в 3 раза и больше за текущий календарный год по сравнению с предыдущим. При этом не было изменений в законодательстве в области промышленной безопасности, которые способствовали бы увеличению количества объектов ЭПБ.
2. За полгода одна и та же экспертная организация получила два или больше отказов в регистрации заключения ЭПБ в Реестре, по одной из трех причин:
- экспертная организация провела экспертизу объектов, не подлежащих ЭПБ;
- заключение ЭПБ подписал эксперт, который не прошёл аттестацию;
- заключение ЭПБ подписал эксперт, квалификационное удостоверение которого не распространяется на объект ЭПБ.
3. В документах на получение лицензии на право проведения ЭПБ указали информацию об эксперте, для которого работа в этой организации является основной. Однако, сведения о нем ранее представила другая организация, которая проходила лицензирование деятельности в течение 6 месяцев, предшествующих дате повторного представления информации об указанном эксперте.
4. В реестр не вносили заключения ЭПБ в течение года после даты последнего внесения заключения или двух лет с даты предоставления организации лицензии.
Приказ Ростехнадзора от 13.12.2021 № 426 признали утратившим силу.
Источник: приказ Ростехнадзора от 17.05.2023 № 185.
Суд признал отказ в финансовом обеспечении расходов на проведение периодических медосмотров незаконным
Суд рассмотрел дело, в котором работодателю отказали в финансовом обеспечении расходов на проведение периодических медосмотров работников за счет сумм страховых взносов.
Отделение СФР посчитало, что работодатель представил неполный комплект документов. В нем отсутствовало дополнительное соглашение к договору на проведение периодического медицинского осмотра, которое подтверждает пролонгацию договора.
Однако суд установил, что работодатель представил полный комплект документов согласно п. 5 Приложения к приказу Минтруда от 14.07.2021 №467н. Договор возмездного оказания услуг по проведению предварительных и периодических медосмотров содержит условие о пролонгации. Поэтому дополнительное соглашение о пролонгации договора не требуется. Суд признал отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер незаконным.
Источник: постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.06.2023 №№ Ф05-11006/2023, А40-242099/2022.
Разъяснили, нужен ли несовершеннолетним предварительный медосмотр для временного трудоустройства
Минтруд уточнил возможность выдачи справки о прохождении медосмотра на основании результатов ежегодной обязательной диспансеризации несовершеннолетних. Разъяснения дали в рамках исполнения Плана мероприятий по реализации программы содействия занятости молодежи. Целью плана является временное трудоустройство не менее 0,5 миллионов несовершеннолетних граждан ежегодно в свободное от учебы время.
В ведомстве отметили, что зачастую работодатели не готовы нести дополнительные затраты при временном трудоустройстве несовершеннолетних. Это приводит к уменьшению количества вакансий для подростков.
Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров № 29н разрешает учитывать результаты диспансеризаций и иных медосмотров работников при трудоустройстве, если:
- результаты исследований не старше одного года;
- результаты подтверждены медицинскими документами (в том числе электронными).
Подросткам достаточно предоставить результаты диспансеризации в медорганизацию, а не проходит медосмотр в полном объеме. На основании результатов медорганизация составить заключение. Таким образом, работодатели могут сократить финансовые затраты на проведение предварительного медосмотра несовершеннолетних.
Источник: письмо Минтруда от 19.07.2022 № 16-6/10/В-9677.
Внесли изменения в закон о психиатрическом освидетельствовании
Президент подписал закон о внесении изменений в Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». С 1 сентября документ уточняет порядок признания работника временно непригодным к осуществлению некоторых видов деятельности вследствие психического расстройства.
По закону решение о признании работника временно непригодным принимает комиссия врачей-психиатров по результатам обязательного психиатрического освидетельствования. Решение принимают в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний, который устанавливает федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения.
С 1 сентября работник имеет право на прохождение повторного обязательного психиатрического освидетельствования:
- когда истечет срок, на который его признали непригодным, но не более 5 лет;
- если улучшится его психическое состояние, которое подтвердил врач-психиатр.
Ранее переосвидетельствование допускалось только по истечении срока временной непригодности.
Источник: закон от 04.08.2023 № 465-ФЗ.
Утвердили индикаторы риска нарушения обязательных требований при проверках в сфере соцобслуживания
Минтруд утвердил перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для контроля в сфере социального обслуживания. Индикаторы являются основанием для проведения внеплановых проверок Рострудом.
К индикаторам отнесли:
- снижение более чем на 20% штатного количества специалистов организации социального обслуживания (далее – организация) в расчете на 1 получателя социальных услуг за прошедшие 2 года;
- признание здания или помещения, которое организация использует для стационарной формы социального обслуживания, аварийным и (или) ветхим;
- получение организацией менее 50% баллов по каждому из критериев независимой оценки качества условий оказания социальных услуг.
Приказ Минтруда от 18.11.2021 № 810н утратил силу. Нововведения вступают в силу с 13 августа.
Источник: приказ Минтруда от 03.07.2023 № 566н.
Форма уведомления о тарифе взносов на травматизм утратила силу
СФР приостановили действие Приказа ФСС от 19.10.2020 № 640.
По приказу формы уведомления о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утратили силу. Новую рекомендованную форму уведомления привели в Приложении к приказу Минтруда от 27.12.2022 № 818н.
Приказ вступает в силу с 8 августа.
Источник: приказ СФР от 22.06.2023 № 1160.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ
ПИСЬМО
от 25 июля 2023 года № 19-47/27008
О плате за негативное воздействие на окружающую среду
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, I категории и сообщает.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (далее - Перечень).
Согласно статье 31.1 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать в себе, в том числе нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов.
Также статьей 23 Закона установлено, что юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, разрабатываются технологические нормативы.
Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду определен статьей 16.2 Закона. Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (далее - ПЭК). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень, класса опасности отходов производства и потребления.
Минприроды России отмечает, что плату за негативное воздействие на окружающую среду необходимо вносить по всем загрязняющим веществам, присутствующим в выбросах, сбросах, и включенным в Перечень.
Одновременно необходимо отметить, что перечень загрязняющих веществ, включаемых в программу ПЭК, определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно с учетом применяемых технологий и особенностей производственного процесса. В Требованиях к содержанию ПЭК (утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109) указаны загрязняющие вещества, обязательные для проведения ПЭК (вещества, в отношении которых устанавливаются технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы). Однако данные Требования не содержат ограничений для включения в программу ПЭК иных загрязняющих веществ, в том числе в целях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С 01.09.2023 исчисление платы осуществляется в соответствии с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 № 881 (далее - Правила).
Для объектов I категории в соответствии с Правилами плата в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, технологических нормативов, рассчитывается по формуле пункта 27 Правил. То есть формула применима для загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов или сбросов - для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также для технологически нормируемых загрязняющих веществ.
Исчисление платы в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающих нормативы допустимых выбросов или сбросов, технологические нормативы, производится по формуле 31 Правил.
Плата при превышении установленных комплексным экологическим разрешением технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов и временно разрешенных сбросов (включая аварийные) рассчитывается по формуле пункта 33 Правил.
В отношении иных загрязняющих веществ, которые присутствуют в выбросах или сбросах хозяйствующего субъекта, которые включены в Перечень, но в отношении которых комплексным экологическим разрешением не устанавливаются технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов или нормативы допустимых сбросов, полагаем целесообразным использовать формулу, указанную в пункте 27 Правил, учитывая, что Мнд = Мср (фактический объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ).
Одновременно с этим следует учитывать, что в случае если фактическая масса или объем выбросов, сбросов указанных загрязняющих веществ, отраженная в заявке о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет, превышает расчетное значение, то в соответствии со статьей 69.2 Закона сведения о таком объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации.
Дополнительно обращаем внимание, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента финансов и цифровизации А.А. Майтесян
Письмо
О проработке предложения по совершенствованию законодательства в части условий привлечения к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках исполнения п.5 Плана мероприятий по реализации долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 № 3581-р, проработаны предложения по совершенствованию законодательства в части условий привлечения к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан.
Одним из барьеров при организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан обозначается необходимость прохождения медицинского осмотра.
Учитывая, что средний период временного трудоустройства несовершеннолетних граждан составляет 0,6 месяца при неполном рабочем дне, а стоимость прохождения медицинского осмотра в некоторых субъектах Российской Федерации составляет более 6 тысяч рублей, работодатели не готовы нести дополнительные затраты при трудоустройстве несовершеннолетних граждан.
Минтрудом России получено разъяснение Министерства здравоохранения Российской Федерации о возможности выдавать справку о прохождении медицинского осмотра на основании результатов ежегодной обязательной диспансеризации несовершеннолетних.
Исходя из содержания пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) к застрахованным лицам относятся неработающие граждане Российской Федерации, в числе которых дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 326-ФЗ страхователями для категорий лиц, указанных в пункте 5 статьи 10 Федерального закона № 326-ФЗ, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Вместе с тем, вопрос проведения обязательного предварительного медицинского осмотра при заключении трудового договора с лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет, урегулирован действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
При этом, в соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.
В соответствии с положениями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 29н "Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" введены нормы, позволяющие учитывать результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путем электронного обмена между медицинскими организациями, что позволяет сократить финансовые затраты работодателей на проведение предварительных осмотров при принятии несовершеннолетних лиц на временную работу.
Заместитель Министра Е.В.Мухтиярова