Разъяснили нужно ли включать перечень СИЗ в трудовой договор с работником
Роструд разъяснил обязан ли работодатель указывать в трудовом договоре с работником средства индивидуальной защиты (СИЗ), которые выдаются работнику.
Работодатель не обязан указывать в трудовом договоре с работником средства индивидуальной защиты, так как данные требования не содержатся в Трудовом кодексе РФ (далее – ТК РФ).
Согласно статье 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
- место работы;
- трудовая функция;
- дата начала работы;
- условия оплаты труда;
- режим рабочего времени и времени отдыха;
- гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
- условия труда на рабочем месте;
- условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами;
- другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Источник: информация Роструда.
Разъяснили порядок проведения измерений качества сточных вод при проведении производственного экологического контроля
Минприроды разъяснило порядок проведения измерений качества сточных вод при проведении производственного экологического контроля (далее – ПЭК).
Согласно пункту 9.2.2 Требований к содержанию программы ПЭК, утвержденных приказом Минприроды от 18.02.2022 № 109, устанавливается следующая периодичность отбора и анализа проб сточных вод:
- для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод не менее одного раза в месяц, по показателю токсичности - не менее одного раза в квартал.
- для объектов III категории не менее одного раза в квартал, по показателю токсичности - не менее одного раза в квартал.
При осуществлении производственного экологического контроля измерения сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. При этом работодатели вправе включать в программу проведения ПЭК также иные показатели, присутствующие в сбросах.
Источник: письмо Минприроды от 28.03.2023 N 12-47/11062.
Минтруд опубликовал десять новых профстандартов
Минтруд утвердил десять профессиональных стандартов:
Утвердили правила разработки программы повышения экологической эффективности
Министерство природных ресурсов и экологии утвердило правила разработки программы повышения экологической эффективности (далее – программа), которые вступают в силу с 1 сентября 2023.
Данная программа разрабатывается на объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду по результатам сопоставления технологических показателей, характеризующих каждую из применяемых на объекте технологий, с показателями наилучших доступных технологий, а также сопоставления нормативов допустимых выбросов, сбросов веществ I, II классов опасности, рассчитанных для каждого источника с фактическими величинами выбросов, сбросов.
Программа должна содержать:
- данные юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая наименование, регистрационный номер, ИНН, адрес;
- данные объекта, включая наименование, местонахождение, категорию и код объекта;
- сроки реализации программы;
- области применения наилучших технологий;
- перечень мероприятий, направленный на снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, включающий подробное описание для каждого мероприятия;
- показатели и график поэтапного снижения выбросов и сбросов;
- сведения о снижении выбросов и сбросов в процентном отношении;
- показатели ресурсной эффективности;
- перечень лиц, ответственных за реализацию мероприятий;
- сроки предоставления ежегодного отчета о выполнении программы в Росприроднадзор;
- объем финансирования программы за весь срок реализации.
С 1 сентября признается утратившим силу приказ Минприроды от 17.12.2018 № 666.
Источник: приказ Минприроды от 23.12.2022 № 907.
Планируют утвердить единые правила по охране труда при работе в особых температурных условиях
Минтруд разработал проект правил по охране труда при работах в особых температурных условиях, воздействии климата и микроклимата (далее – правила). Правила устанавливают требования охраны труда, предъявляемые к организации и проведению работ в условиях пониженных и повышенных температур окружающей среды, а также пониженной и повышенной влажности, повышенной скорости движения воздуха и гидрометеорологических неблагоприятных и опасных природных явлений.
Требования правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при организации и осуществлении ими производственных процессов и работ в особых температурных условиях, воздействия микроклимата и климата. Требования данных правил работодателям необходимо учитывать в правилах и инструкциях по охране труда, разрабатываемых на предприятии.
Проект правил включает требования охраны труда:
- при работе в условиях повышенных температур;
- при работе в условиях пониженных температур;
- при гололедно-изморозевых отложениях (далее – ГИО);
- при сильных атмосферных осадках;
- при сильном ветре, ураганном ветре, шквале, смерче;
- во время грозы;
- при управлении наземным транспортным средством (далее – ТС) в условиях ГИО;
- при управлении наземным ТС в условиях плохой видимости;
- при управлении наземным ТС при сильных атмосферных осадках (сильный ливень);
- при управлении наземным ТС в условиях сильного (порывистого) ветра.
Проект правил размещен для общественных обсуждений на портале проектов нормативных актов, публичные обсуждения продлятся до 21 апреля 2023 года.
При утверждении новые правила по охране труда вступят в силу с 1 сентября 2023 года.
Источник: проект правил по охране труда от 03.04.2023.
Обновили перечень вопросов по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора
Ростехнадзор утвердил новые вопросы для проверки знаний в области государственного энергетического надзора.
Ростехнадзор 07 марта обновил перечень вопросов (тестов), применяемых в отраслевой комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора.
Перечень включает вопросы для работников:
- электросетевых организаций (обслуживающих организаций);
- электростанций, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки и гидроэлектростанций;
- организаций, потребителей тепловой энергии (обслуживающих организаций);
- теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
- организаций потребителей электрической энергии (обслуживающих организаций);
- субъектов оперативно-диспетчерского управления.
Источник: перечень вопросов Ростехнадзора от 07.03.2023.
Предлагают внести изменения в закон о специальной оценке условий труда
Правительство подготовило проект закона о внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда».
Проектом предлагается внесение следующих изменений:
- при проведении специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) будут учитывать условия осуществления (специфики) трудовой деятельности;
- использование электронной цифровой подписи при согласовании документации о проведении СОУТ;
- выдача в электронном виде сертификата эксперта (сейчас его выдают только на бумажном носителе);
- выдача в электронном виде выписки из реестра в организации, которая проводит СОУТ;
- расширение функционала Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - ФГИС СОУТ) и реализация механизма предоставления экспертными организациями в адрес Минтруда актуальных сведений об экспертном составе в электронном виде посредством личного кабинета организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Внесение изменений позволит при необходимости и наличия соответствующих технических возможностей осуществить переход от бумажного документооборота к цифровому, а так же эффективнее контролировать экспертные организации посредством использования автоматических сервисов ФГИС СОУТ в части выявления несоответствий требованиям законодательства.
Источник: законопроект № 325736-8.
Изменили размер выплат погибшим при несчастных случаях на производстве и порядок расчета больничного
Президент подписал Федеральный закон, согласно которому:
- увеличен размер единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания с 1 млн руб. до 2 млн руб.;
- скорректирован и порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности. Средний дневной заработок для его исчисления, так же как и для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы двух лимитов по страховым взносам, установленных на два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности;
- в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, будут засчитываться периоды прохождения военной службы, периоды пребывания в добровольческом формировании
Федеральный закон вступил в силу с 3 апреля 2023.
Источник: закон № 98-ФЗ от 03.04.2023.
Разъяснили необходимость проведения профилактических прививок для определенных категорий работников
Роспотребнадзор разъяснил необходимость проведения профилактических прививок для сотрудников организаций.
Сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации указаны в национальном календаре профилактических прививок, который утвержден приказом Минздрава от 06.12.2021 № 1122н.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825. При этом граждане, подлежащие обязательной вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они могут быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе разрабатывать и организовывать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе вакцинацию сотрудников.
Источник: письмо Роспотребнадзора от 13.03.2023 № 09-3623-2023-40.
Утвердили ставки по оплате за негативное воздействие на окружающую среду на 2023 год
Правительство утвердило ставки по оплате за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) на 2023 год.
В 2023 году установили:
- размер ставки платы за НВОС на уровне 2018 года с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,26;
- ставку платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, составляющую 71,21 рубль за тонну.
Документ применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2023 года.
Источник: постановление Правительства от 20.03.2023 № 437.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ
ПИСЬМО
от 28 марта 2023 года № 12-47/11062
Об осуществлении производственного экологического контроля
Минприроды России рассмотрело обращения, поступившие на официальный сайт Минприроды России, об осуществлении производственного экологического контроля и сообщает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (далее - Требования, Приказ № 109).
Согласно пункту 9.2 Требований подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов" должен содержать в числе прочего мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод.
Согласно пункту 9.2.1 Требований мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод, предусмотренные абзацем третьим пункта 9.2 Требований, должны содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.
Приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (далее - Методика), в соответствии с пунктом 1 которой нормативы допустимых сбросов разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя и объектах его абонентов (при наличии). Также в соответствии с пунктом 14 Методики результаты расчета нормативов сбросов оформляются в соответствии с приложением 1 к Методике и содержат, в частности, расчет норматива допустимого сброса микроорганизмов в водный объект (пункт 7.2) и общие свойства сточных вод (пункт 8), в числе которых показатель "токсичность".
Таким образом, в случае если нормативами допустимого сброса установлены нормативы допустимого сброса микроорганизмов в водный объект и показатель токсичности воды, то при осуществлении производственного экологического контроля измерения производятся в отношении указанных показателей.
Согласно пункту 9.2.2 Требований периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод устанавливается не менее одного раза в месяц, по показателю токсичности - не менее одного раза в квартал. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичности - не менее одного раза в квартал.
В соответствии с частью 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Применение методик (методов) измерений зависит от их целевого назначения (в том числе свойств объекта измерений) и области аккредитации испытательной лаборатории (центра).
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 67 Закона № 7-ФЗ при осуществлении производственного экологического контроля измерения сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
При этом Закон № 7-ФЗ и Требования не содержат ограничений для включения в программу производственного экологического контроля иных показателей, присутствующих в сбросах.
Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых рассматриваются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них пояснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Р.А. Мальцев
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 13 марта 2023 года № 09-3623-2023-40
Ответ на обращение
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) рассмотрела обращение по вопросам вакцинации от гриппа и сообщает в пределах компетенции.
Согласно статье 35 Федерального закона № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Статьями 9 и 10 Федерального закона № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ) определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.
Национальным календарем профилактических прививок, календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденными приказом Минздрава России от 06.12.2021 № 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок" (далее - приказ Минздрава России от 06.12.2021 № 1122н), утверждены сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок".
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям при эпидемическом неблагополучии (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимает Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Закона № 157-ФЗ).
Так в п. 1.1.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.07.2022 № 20 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2022 - 2023 годов" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) рекомендовано обеспечить население вакцинацией против гриппа с охватом не менее 60% от численности населения субъекта Российской Федерации и не менее 75% - лиц, относящихся к группам риска, определенных национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом Минздрава России от 06.12.2021 № 1122н, а также лиц, работающих в организациях птицеводства, свиноводства, сотрудников зоопарков, имеющих контакт с птицей, свиньями, и лиц, осуществляющих разведение домашней птицы, свиней для реализации населению.
При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие обязательной вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они могут быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
В соответствии со 11 статьей ФЗ № 52-ФЗ в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе разрабатывать и организовывать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе вакцинацию сотрудников, не входящих в категорию специалистов, подлежащих обязательной вакцинации против гриппа в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок.
Исполнение принятых работодателем решений регулируется трудовым законодательством и не относится к компетенции Роспотребнадзора.
Заместитель начальника Управления эпидемиологического благополучия населения А.А. Мельникова