Проведите внеплановую специальную оценку условий труда, если создали новые рабочие места, изменили технологический процесс, заменили оборудование, получили предписание ГИТ, были несчастные случаи, изменили материалы для работы или СИЗ работников.
Проведите внеплановую спецоценку в одном из семи случаев. Чтобы организовать спецоценку:
- утвердите состав комиссии по проведению СОУТ и график ее проведения;
- составьте список рабочих мест для оценки;
- выберите аккредитованную организацию и заключите с ней договор;
- подпишите отчет по результатам спецоценки;
- разместите результаты спецоценки на своем сайте;
- сообщите в СФР о результатах;
- ознакомьте работников с результатами;
- подайте декларацию в инспекцию труда.
Организуйте внеплановую СОУТ в течение 12 месяцев. Это указано в пункте 2 статьи 17 Закона № 426-ФЗ. Проведите спецоценку на новых рабочих местах в том же порядке, как и плановую спецоценку.
Особенности в сроках проведения СОУТ указаны в таблице.
Таблица. Сроки проведения и основания внеплановой спецоценки условий труда
В течение 12 месяцев со дня события
|
В течение шести месяцев со дня события
|
Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
изменение технологического процесса, замена производственного оборудования
|
Получение работодателем предписаний инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки условий труда;
изменение состава применяемых материалов и сырья;
изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
несчастный случай на производстве или выявленное профзаболевание у сотрудника, причины которых – воздействие вредных или опасных производственных факторов;
мотивированное предложение профсоюза о проведении внеплановой спецоценки условий труда
|
Если рабочие места организовали на срок меньше 12 месяцев, например для временной или сезонной работы, спецоценку нужно провести в период осуществления на них производственной деятельности (письмо Минтруда от 28.08.2017 № 15-1/ООГ-2410).
Которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников.
Если поменялись фамилия, имя или отчество работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из таблицы выше, спецоценку проводить не надо.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Нужно ли проводить спецоценку при приеме второго работника на ранее оцененное рабочее место
Нет, не нужно. Вопросы приема и увольнения работников не связаны с проведением спецоценки на рабочих местах.
Основная задача проведения спецоценки – установление класса условий труда на каждом рабочем месте. Условия труда на конкретном рабочем месте не зависят от фамилии, имени и отчества работника, работающего на этом рабочем месте.
Отчет о проведении СОУТ оформляют согласно Инструкции по заполнению формы отчета о проведении спецоценки, которая утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н. В соответствии с инструкцией в строке 020 карты СОУТ указывают численность работников, занятых на данном рабочем месте, за месяц, предшествующий заполнению карты. На работодателя это не накладывает каких-либо ограничений.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Нужна ли повторная СОУТ, если изменилась должность работника, но сохранились условия труда и трудовые функции
Нет, не нужна.
Внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться, если изменения наименования рабочего места не повлекли за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, указанных пунктами 3–5 и 7 части 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ.
Не проводите внеплановую СОУТ, если:
- не изменился технологический процесс, не заменено производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников;
- не изменился состав применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников;
- не изменились применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников;
- отсутствует мотивированное предложение выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч. 3 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
ВОПРОС-ОТВЕТ
Нужно ли проводить внеплановую спецоценку при реорганизации
Нет, не нужно, если при реорганизации рабочие места и условия труда не изменяли, а новые рабочие места не вводили.
Организация должна провести внеплановую спецоценку только в определенных законом случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, если организация после реорганизации сменит фактический адрес и переедет в другой офис или переместит отдельные рабочие места в другие помещения, то работодателю придется провести внеплановую спецоценку в общем порядке (ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Если произошла реорганизация, но при этом рабочие места и условия труда не поменяли, а новые рабочие места не вводили, внеплановую спецоценку можно не проводить. При этом решение о непроведении внеплановой спецоценки принимает комиссия и фиксирует в протоколе (п. 3 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Аналогичные разъяснения дает Минтруд в письмах от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847 и от 03.11.2016 № 15-1/ООГ-3913.
Если при реорганизации изменили условия труда на существующих рабочих местах либо ввели новые рабочие места, внеплановую спецоценку нужно провести в общем порядке.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Кто обязан проводить спецоценку, если работодатель арендует площадь с рабочими местами для сотрудников
Организовать проведение спецоценки должен работодатель, даже если он арендует площадь с рабочими местами для своих сотрудников (абз. 12 ч. 3 ст. 214 ТК, п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
При этом не имеет значения, на основании какого права работодателю принадлежат эти помещения: права собственности или временного пользования, то есть аренды. Это следует из положений статьи 214 Трудового кодекса, а также статей 4, 8, 9 Закона № 426-ФЗ.
Любой работодатель обязан провести спецоценку условий труда своих сотрудников независимо от того, является он собственником или арендатором помещения.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Нужно ли проводить внеплановую СОУТ, если организация сменила наименование, ОГРН, банковские и иные реквизиты
Нет, не нужно.
Организация должна провести внеплановую спецоценку только в определенных законом случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Если организация поменяла только наименование, банковские или иные реквизиты, а сами рабочие места и условия труда не изменились, то проводить внеплановую спецоценку не нужно.
Решение о непроведении внеплановой спецоценки принимает комиссия и фиксирует документально, например в протоколе (п. 3 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда в письме от 21.05.2015 № 15-1/ООГ-2852.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Нужна ли внеплановая СОУТ при переезде организации в другой офис или в другое помещение
Да, нужно.
При переносе рабочих мест в другие помещения условия труда могут измениться. Работодатель заново организует и вводит в эксплуатацию новые рабочие места, у организации появляется основание для проведения внеплановой спецоценки. Внеплановую спецоценку проведите в течение 12 месяцев со дня переезда рабочих мест в новый офис, помещение.
Это следует из положений статьи 17 Закона № 426-ФЗ. Аналогичную позицию занимают специалисты Минтруда в письме от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169.
Внутренние номера специалистов
Почему выбирают нас для проведения спецоценки
Система менеджмента качества и компетентность испытательной лаборатории ООО «УЭЦ ОТ «СТРОИТЕЛЬ» соответствуют требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и Критериев аккредитации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 № 707.
- Накоплен большой опыт оказания услуг оценки условий труда более чем 2 000 предприятий РФ.
- Проводим работу в строгом соответствии с законом, возмещение средств на спецоценку через ФСС.
- Собственная аккредитованная лаборатория, штат экспертов, лаборантов, поверенное оборудование.
- Возможности экспертного объединения "Строитель": учебный, сертификационный, аутсорсинговый, консалтинговый центр. С нами выгодно, просто и удобно.
Все специалисты Учебного экспертного центра Строитель прошли Всероссийский квалификационный экзамен на статус "Эксперт по специальной оценке условий труда" и внесены в реестр лиц имеющих права осуществлять данную деятельность.
ООО Учебно-экспертный центр охраны труда «Строитель» включен в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, под регистрационным № 56 от 15.06.2015 г.
Наши лицензии и аккредитации
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи.
Письмо
О проведении специальной оценки условий на временных рабочих местах
Департамент условий и охраны рассмотрел по компетенции обращение по вопросу проведения специальной оценки условий на временных рабочих местах и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.
Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
На рабочих местах работников, отличных от указанных, специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ и Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
В этой связи полагаем, что специальная оценка условий труда на временных или сезонных рабочих местах может быть проведена в период осуществления на них производственной деятельности.
Заместитель директора Департамента условий и охраны труда Т.М.Жигастова
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.
1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2)получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи.
3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.
4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.
3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.
О проведении внеплановой специальной оценки условий труда
Департамент условий и охраны труда рассмотрел Ваше обращение по вопросу проведения внеплановой специальной оценки условий труда и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах.
Полагаем, что под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся.
С учетом положений статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся, в том числе изменением штатного расписания, изменением состава и наименований структурных подразделений, а также наименований рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить.
Соответствующие организационные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссией по проведению специальной оценки условий труда и оформлены протоколом.
Заместитель директора Департамента условий и охраны труда П.С.Сергеев
О проведении внеплановой специальной оценки условий труда
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросу проведения внеплановой специальной оценки условий труда и сообщает следующее.
Согласно статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся в том числе изменением штатного расписания, изменением состава и наименований структурных подразделений, а также наименований рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить.
Соответствующие организационные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссией по проведению специальной оценки условий труда и оформлены протоколом.
При этом работники, вновь принимаемые на работу, должны быть под роспись в карте специальной оценки условий труда ознакомлены с результатами ранее проведенной специальной оценки условий труда на их рабочем месте и установленными компенсациями за работу во вредных (опасных) условиях труда.
Заместитель директора Департамента условий и охраны труда П.С.Сергеев
2. Работодатель обязан:
1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
7) рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
1. Работодатель вправе:
1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
3) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
4) обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
5) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - информационная система учета).
2. Работодатель обязан:
1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
7) рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
3. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
5. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.
6. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда обязана передать в информационную систему учета сведения, указанные в подпунктах "а", "в" и "в.1" пункта 1 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, и получить для предстоящей специальной оценки условий труда идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 18 настоящего Федерального закона. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана сообщить указанный идентификационный номер работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда.
1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
3. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
3.1. В случае отсутствия возможности у работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию полномочия комиссии, указанные в части 5 настоящей статьи, частях 2, 4 и 5 статьи 10, частях 2, 7, 9 - 11 статьи 12, части 6 статьи 14, части 2 статьи 15 и части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, исполняет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник.
4. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
6. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
7. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Нужно ли проводить внеплановую спецоценку при изменении наименования компании
Вопрос: Об учете результатов проведения специальной оценки условий труда при изменении наименования работодателя и его реквизитов.
Нужно ли проводить внеплановую спецоценку при изменении наименования компании
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение об учете результатов проведения специальной оценки условий труда при изменении в 2015 году наименования работодателя и его реквизитов.
Ввиду того что условия труда на рабочих местах не изменились, а изменились только наименование работодателя и его реквизиты при сохранении наименований профессий (должностей) работников и состава выполняемых ими должностных обязанностей, с учетом требований статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" проводить внеплановую специальную оценку условий труда нет необходимости.
Вместе с тем указанные в обращении изменения, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть документально зафиксированы, например, протоколом комиссии по проведению специальной оценки условий труда. При этом результаты ранее проведенной в 2013 году аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение установленного срока.
Заместитель директора Департамента условий и охраны труда П.С.Сергеев
О необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда при перемещении рабочего места
Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда при перемещении рабочего места и сообщает следующее.
В случае перемещения рабочего места из одного помещения в другое работодатель заново его организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место.
Согласно статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 136-ФЗ) внеплановая специальная оценки условий труда должна быть проведена в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Полагаем, что под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.
Заместитель директора Департамента условий и охраны труда П.С.Сергеев
по состоянию на 21.02.2017