До 1 января 2023 года приостановили действие приказа Минтруда от 29.10.2021 № 772н. Приказом определены требования к порядку разработки инструкций и правил по охране труда. Это значит, что проверять наличие пересмотренных инструкций по охране труда в 2022 году не будут.
Источник: приказ Минтруда от 17.03.2022 № 140.
Ространснадзор уведомляет, что в 2022 году не нужно уплачивать госпошлину за оказание услуг по предоставлению лицензии и за изменение в реестр лицензии (п. 9 постановления Правительства от 12.03.2022 № 353). Если работодатель подал заявление и уплатил пошлину с 14 марта, он может вернуть деньги. Для этого подайте заявление в территориальный Ространснадзор.
Источник: информация Ространснадзора от 22.03.2022.
Перед выездом на линию водитель вместе с ответственным за допуск транспорта к работе проверяют техническое состояние ТС с отметкой об этом в путевом листе.
При выпуске автомобилей на линию проверяют чистоту салона, кабины, инструменты и приспособления, которые выдали водителю, крепление колес, состояние шин и т.п. Полный перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, указан в основных положениях, утвержденных постановлением Правительства от 23.10.1993 № 1090. Выезд автомобиля на линию с неисправностями, угрожающими безопасности движения, запрещен.
Методы проверки параметров ТС указаны в ГОСТ 33997-2016.
Ответственный за допуск транспорта к работе проверяет техническое состояние ТС и его агрегатов с заторможенными колесами, кроме случая проверки тормозов.
Двигатель, агрегаты и механизмы проверяют во время движения в специальном месте для этих целей.
запрещена проверка машины на линии
Перед выпуском на линию автомобилей на газовом топливе проверяют герметичность и исправность газовой аппаратуры.
Если ТС исправно по результатам проверки, то его выпускают на линию с подписью в путевом листе работника, который проводил предрейсовый контроль, и водителя.
Если транспортное средство в пункте технического контроля признали неисправным, ответственный работник направляет его в ремонт и делает отметку в журнале учета неисправностей.
23 марта 2022 года депутаты Госдумы в третьем чтении приняли проект поправок в КоАП, в котором планируют смягчить административную ответственность для малого и среднего бизнеса. Теперь законопроект передадут в Совет Федерации, а затем отправят на подпись Президенту. Обычно это происходит в течение одной-двух недель.
Напоминаем, что по проекту планируют назначать работодателям предупреждения в том случае, если в статьях КоАП есть только штрафы. Это касается наказаний, которые получит работодатель впервые. Наказания не должны быть связаны с причинением вреда и возникновением угрозы жизни, здоровью людей и окружающей среде. Сейчас штраф только могут заменить на предупреждение (ч. 3 ст. 3.4 КоАП). Так как все нарушения по охране труда фактически угрожают жизни и здоровью работника, это правило, вероятно, не будет применяться для статьи 5.27.1 КоАП.
Планируют штрафовать малые предприятия так же, как предпринимателей. А если в статье КоАП нет отдельного штрафа для ИП, тогда будут применять 1/2 штрафа для юрлица. Исключение – статьи, где предпринимателей штрафуют как организации, по этим статьям размер штрафа для малых предприятий не уменьшится.
Также для малых предприятий введут дополнительную льготу. За нарушение оштрафуют или юридическое, или должностное лицо. Одновременно назначить два штрафа за одно нарушение малым организациям будет нельзя (п. 4 ст. 4.12 новой редакции КоАП).
По изменениям хотят запретить суммирование административных штрафов, назначаемых за объединенные одним составом нарушения. То есть, если по итогам надзора выявили больше двух нарушений по одной части статьи КоАП, привлекут к ответственности за одно нарушение. Например, если в организации не проинструктировали трех работников, то инспектор труда сможет наложить только один штраф за допуск сотрудников к работе без инструктажа, а не три штрафа за каждого работника (ч. 1 ст. 13.19 КоАП).
Источник: проект Закона от 18.12.2021 № 42172-8.
С 1 сентября 2022 года вступают в силу поправки требований к тахографам, утвержденных приказом Минтранса от 28.10.2020 № 440. По ним, например, не надо оснащать тахографами транспортные средства, включенные в реестр российских перевозчиков. Сейчас ими не оснащают транспорт по карточкам допуска к международным автомобильным перевозкам (п. 2 приложения 2 к приказу Минтранса от 28.10.2020 № 440). При этом пользоваться тахографами должны мастерские, чтобы оказывать услуги по установке, проверке, обслуживанию и ремонту тахографов.
Источник: приказ Минтранса от 03.02.2022 № 27.
Минприроды подготовило проект технологических показателей наилучших доступных технологий для размещения отходов производства и потребления. Документ подготовили для обеспечения охраны окружающей среды, благоприятных условий жизни человека и рационального использования ресурсов (п. 2 постановления Правительства от 13.02.2019 № 149). Показатели будут использовать при захоронении твердых коммунальных отходов.
Если проект примут, применять показатели начнут с 1 сентября 2022 года.
Источник: проект Минприроды от 25.02.2022.
Нормативный документ: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2020 № 814н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта"
Помещения для стоянки и хранения транспортных средств
Проследите, чтобы в помещениях для стоянки и хранения транспортных средств на видном месте был вывешен план расстановки транспортных средств и схема их эвакуации. В ночное время план и схема должны быть освещены (п. 22 Правил).
Ворота в помещениях должны открываться наружу, а для прохода работников устанавливают двери – в воротах или отдельно (п. 23 Правил).
Вдоль стен в помещениях устанавливают колесоотбойные брусья (п. 24 Правил).
Высота помещений от пола до выступающих элементов перекрытий или покрытий должна быть не менее чем на 0,2 м больше высоты наиболее высокого транспортного средства, но не менее 2,2 м (п. 25 Правил).
На полу делают разметку, которая определяет места стоянки транспортных средств.
Ширину проездов и расстояние между местами стоянки транспортных средств устанавливают с учетом габаритов транспортных средств (п. 26 Правил).
Для стоянки электропогрузчиков и электрокаров выделяют помещение вблизи зарядной аккумуляторной станции.
Стоянка электропогрузчиков и электрокаров в производственных или вспомогательных помещениях допускается только на специально выделенных площадках, которые обеспечивают безопасность содержания и исключают возможность несанкционированного использования их посторонними лицами (п. 27 Правил).
Стоянку транспортных средств, которые предназначены для перевозки опасных грузов, и транспортных средств, работающих на газе, оборудуют раздельно друг от друга и от других транспортных средств (п. 28 Правил).
Помещения для стоянки и хранения транспортных средств оборудуют вентиляционными системами (п. 29 Правил).
В помещениях запрещается (п. 30 Правил):
Площадки для стоянки и хранения транспортных средств
Площадки для стоянки и хранения транспортных средств должны иметь твердое ровное покрытие с уклоном для стока воды. Их располагают отдельно от производственных зданий и сооружений за пределами проезжей части дорог. Регулярно очищают от мусора и грязи, в теплое время года в сухую погоду периодически поливают водой, а зимой очищают от снега. В случае обледенения площадки посыпают песком или обрабатывают противогололедными средствами. Площадки должны иметь разметку, которая определяет места стоянки транспорта и границы проездов (п. 31 Правил).
Площадки для стоянки и хранения транспортных средств, которые перевозят ядовитые и инфицирующие вещества, фекальные жидкости и мусор, размещают не менее чем в 10 м от площадок для стоянки и хранения других транспортных средств (п. 32 Правил).
Если на площадках хранятся транспортные средства и агрегаты, которые подлежат ремонту или списанию, на них устанавливают специальные упоры, подставки и подкладки для исключения самопроизвольного перемещения транспортных средств и падения агрегатов (п. 33 Правил).
Площадки должны соответствовать требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Минтруд опубликовал проект с поправками к правилам финансового обеспечения, утвержденным приказом от 14.07.2021 № 467н. По нему планируют разрешить в 2022 году возместить средства на мероприятия по коронавирусу за счет суммы страховых взносов. Такой порядок действовал в 2021 году.
Также по проекту не нужно будет предоставлять ежеквартально отчет об использовании страховых взносов в ФСС и указывать в плане финансового обеспечения информацию о квартальных расходах средств.
Источник: проект Минтруда от 17.03.2021.
Ространснадзор уведомляет работодателей о продлении на шесть месяцев свидетельств и разрешений по перевозке опасных грузов. Это касается перевозок по территории России. К таким документам относятся:
Документы продлят в случае, если срок их действия истекает через шесть месяцев после 14 марта. То есть если свидетельство о подготовке водителя заканчивается 20 марта, то его продлят до 20 сентября.
Источник: информация Ространснадзора от 16.03.2022.
В первом чтении приняли проект поправок в КоАП, в котором увеличили противопожарные штрафы. По проекту за нарушение требований пожарной безопасности оштрафуют (ч. 1 ст. 20.4 новой редакции КоАП):
Сейчас по такой статье штрафуют (ч. 1 ст. 20.4 КоАП):
За повторное нарушение требований пожарной безопасности планируют штрафовать (ч. 2 ст. 20.4 новой редакции КоАП):
Сейчас по такой статье штрафуют (ч. 2 ст. 20.4 КоАП):
Также за нарушение требований пожарной безопасности, из-за которого произошел пожар, планируют штрафовать (ч. 6 ст. 20.4 новой редакции КоАП):
Сейчас по такой статье штрафуют (ч. 6 ст. 20.4 КоАП):
Также за нарушение требований пожарной безопасности, из-за которого произошел пожар и погибли люди, работодателя оштрафуют на сумму от 1 000 000 до 2 000 000 руб. (ч. 6.1 ст. 20.4 новой редакции КоАП). Сейчас по такой статье штрафуют в размере от 600 000 до 1 000 000 руб. (ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП).
Источник: проект закона Законодательного собрания Кемеровской области от 15.10.2020 № 1036538-7.
Назначьте ответственным за рассмотрение и учет микротравм (далее – ответственный работник) специалиста по охране труда или другого работника из числа руководителей или специалистов.
Законодательство не запрещает назначить нескольких ответственных. То есть в каждом подразделении может быть такой сотрудник, который рассматривает микротравмы внутри своего подразделения. В таком случае учет микротравм в журнале может вести один сотрудник во всех организации, например специалист по охране труда.
Памятка составлена с учетом рекомендаций по учету микротравм работников, утв. приказом Минтруда от 15.09.2021 № 632н: