Минтруд напомнил об обязанности организаций проводить оценку профрисков
Проводить оценку профессиональных рисков должны все организации. Такую позицию озвучил Минтруд в официальном письме.
Минтруд указал, что оценка профессиональных рисков является частью типового положения системы управления охраной труда (СУОТ), которое утверждено приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н. Чтобы СУОТ функционировала, нужно внедрить в организацию все процедуры.
Минтруд дополнительно сообщил, что порядок проведения оценки профессиональных рисков опишут в новой редакции X раздела ТК.
Источник: письмо Минтруда от 16.02.2021.
Опубликовали проекты новых чек-листов по промбезопасности
Ростехнадзор подготовил проекты новых форм проверочных листов.
По новым чек-листам проверят организации, которые:
В них будут смотреть, есть ли у организации лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химопасных производственных объектов, план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, заменяют ли сигнализатор загазованности в случае поломки и т. д.
Поучаствовать в обсуждении новых форм чек-листов можно на официальном сайте.
Источник: проект Ростехнадзора от 16.03.2021; от 16.03.2021; от 16.03.2021; от 17.03.2021.
ФСС рассказал, как заполнить форму 4-ФСС
ФСС в официальном письме рассказал, как подготовить форму 4-ФСС по новым правилам. Такой отчет будут принимать в январе 2022 года.
Теперь не нужно заполнять строку 15 таблицы 2 «Расчеты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и таблицу 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Источник: письмо ФСС от 09.03.2021.
Ростехнадзор разрабатывает ФНП по обследованию техсостояния зданий и сооружений
Ростехнадзор опубликовал проект ФНП по обследованию технического состояния зданий и сооружений на ОПО. Если проект примут, он вступит в силу в январе 2022 года.
В проекте:
- сроки обследования зданий и сооружений;
- правила безопасности при обследовании техсостояния зданий и сооружений на ОПО;
- требования по контролю за организацией обследований.
Сейчас обследование зданий и сооружений проводят по приказу Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420.
Источник: Федеральный портал проектов НПА.
Можно ли отстранить работников, которые отказались прививаться от коронавируса
Роспотребнадзор пояснил, что делать с работниками образовательных организаций, если они не привились от коронавируса. По его мнению, нельзя отстранять от работы тех, кто не сделал прививку от коронавируса.
Главные санитарные врачи должны утвердить соответствующие мотивированные постановления о проведении профилактических прививок, чтобы у работодателя появилось право отстранять от работы за отсутствие прививки от коронавируса. Сейчас такие постановления не принимались. Поэтому вакцинация против коронавируса является добровольной.
Источник: письмо Роспотребнадзора от 01.03.2021.
По Закону об обязательных требованиях новые НПА вступают в силу два раза в год. Относится ли это к новому перечню вредных факторов для медосмотров?
Генпрокуратура опубликовала официальное письмо, в котором указала, что приказ Минздрава и Минтруда от 31.12.2020 № 988н/1420н с новым перечнем вредных факторов для медосмотров не противоречит Закону от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Напомним, что по закону нормативные акты должны вступать в силу либо с 1 марта или с 1 сентября настоящего года, либо через 90 дней после официального опубликования акта.
Генпрокуратура указала, что новые перечни вредных факторов опубликовали 29.01.2021, то есть раньше 01.02.2021, когда начал действовать Закон об обязательных требованиях.
Источник: письмо Генпрокуратуры от 01.03.2021
Росстандарт обновил свод правил, которые обеспечивают добровольное соблюдение требований пожарной безопасности
С 4 марта обновили перечень документов, которые обеспечивают добровольное соблюдение требований пожарной безопасности (Закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ).
В новом перечне обновили свод правил и норм проектирования систем противопожарной защиты и внутреннего противопожарного водопровода. Вместо СП 10.13130.2009 теперь нужно использовать СП 10.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования».
Также в перечень включили своды правил:
- СП 477.1325800.2020 «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности»;
- СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»;
- СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования».
Источник: приказ Росстандарта от 04.03.2021 № 234.
Минтруд разъяснил, что делать с беременными, которые работают за компьютером
Минтруд считает, что вредное воздействие компьютера не влияет на развитие плода беременных женщин. Такое разъяснение Минтруд опубликовал в официальном письме.
По мнению Минтруда, освободить беременную женщину от работы за компьютером нужно только в случае, если она предоставит медзаключение с ограничением на такую работу. Вывод Минтруда основан на новых санитарных правилах (п. 7 СП 2.2.3670-20), которые действуют с 1 января.
Напомним, что по старым требованиям беременных женщин, которые работали с компьютером, необходимо было перевести на другую работу или сократить время ежедневной работы на 3 часа (п. 13.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Источник: письмо Минтруда от 25.02.2021
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ
ПИСЬМО от 16 февраля 2021 года № 15-1/ООГ-357
Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минтруда России, о применении отдельных положений трудового законодательства и сообщает следующее.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены положениями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым работодатель обязан, в том числе, обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее - Типовое положение), в котором определен порядок управления профессиональными рисками.
Обращаем внимание, что процедура управления профессиональными рисками является частью положения о системе управления охраной труда, утверждаемой работодателем.
Положение о системе управления охраной труда разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов, с последующим его утверждением приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии) (пункт 7 Типового положения).
Методы выявления опасностей и оценки профессиональных рисков установлены и описаны в действующих стандартах безопасности труда, в том числе международных.
Одновременно информируем, что вопрос об установлении порядка оценки уровня профессиональных рисков будет урегулирован в рамках проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости", который внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
До принятия указанного законопроекта и подзаконных нормативных правовых актов в развитие его положений, полагаем, что проведение оценки профессиональных рисков должно осуществляться работодателем в соответствии с требованиями Типового положения.
Заместитель Директора Департамента условий и охраны труда Т.М. Жигастова
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
ПИСЬМО
от 9 марта 2021 года № 02-09-11/05-03-5777
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в связи с предстоящим приемом отчетности страхователей сообщает следующее.
В 2021 году применяется форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, утвержденная приказом Фонда от 26.09.2016 № 381 (далее - форма Расчета).
В связи с осуществлением выплат страхового обеспечения территориальными органами Фонда непосредственно застрахованным лицам на основании положений Федерального закона от 29.12.2020 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2021 году форма Расчета заполняется с учетом следующих особенностей:
- в таблице 2 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и. профессиональных заболеваний» показатели строки 15 «Расходы по обязательному социальному страхованию» не заполняются;
- таблица 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не заполняется и не представляется.
Данную информацию следует довести до сведения страхователей и разместить на официальных сайтах отделений Фонда.
М.Ю. Барбазюк
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 1 марта 2021 года № 02/3835-2021-32
Об иммунизации сотрудников образовательных организаций
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разъясняет правовые аспекты иммунизации сотрудников образовательных организаций, в том числе педагогов.
Профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ N 52-ФЗ) и Федеральным законом от 17.09.1998 N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - ФЗ N 157-ФЗ).
Согласно ФЗ N 157-ФЗ п. 1 ст. 5 предусматривает возможность отказа от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме, при этом в соответствии с п. 2 ст. 5 отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень). Перечнем предусмотрена обязательная иммунизация лиц, работающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, против инфекций, включенных в национальный календарь профилактических прививок.
В соответствии со ст. 9 ФЗ N 157-ФЗ приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2014 N 32115 с изменениями, далее - приказ Минздрава России) утвержден национальный календарь профилактических прививок, которым определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, исходя из перечисления видов работ (деятельности), при которых проводится такая вакцинация (приложение 1 к приказу Минздрава России).
В настоящее время юридические основания для отстранения от работы сотрудников, в том числе относящихся к группам высокого риска инфицирования, в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции отсутствуют, так как иммунизация против новой коронавирусной инфекции включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в том числе и новой коронавирусной инфекции), главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (ст. 51 ФЗ N 52-ФЗ, ст. 10 ФЗ N 157-ФЗ). И только при наличии таких постановлений отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение граждан, не имеющих прививок, от работы.
В настоящее время такие постановления не принимались, в связи с чем вакцинация против новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации является добровольной для всех категорий граждан, в том числе и работников образовательных организаций.
Руководитель А.Ю. Попова
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ
ПИСЬМО
от 1 марта 2021 года № 74/1-367-2021
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Ваше заявление (ВО-8735-21 от 02.02.2021), поступившее из прокуратуры города Москвы 19.02.2021, о противоречии приказа Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" требованиям Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в части даты вступления в силу.
Разъясняю, что в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" его положения о порядке вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, начинают действовать с 01.02.2021.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта Минтруда России и Минздрава России нарушений федерального законодательства не допущено.
Данный ответ может быть обжалован Вами вышестоящему прокурору или в суд.
Начальник отдела управления по надзору за соблюдением прав граждан, интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства И.А. Ребрина
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 февраля 2021 года № 15-0/ООГ-471
Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работодатель в том числе обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
На основании статьи 254 Кодекса беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
Одновременно сообщаем, что в силу пункта 1 Санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (далее - Санитарные правила), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40, настоящие Санитарные правила устанавливают обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда.
Необходимо отметить, что разделом VII Санитарных правил определены требования к организации условий труда женщин в период беременности и кормления ребенка, среди которых каких-либо ограничений или запретов, связанных с осуществлением трудовой деятельности на персональных компьютерах беременными женщинами, не установлено.
Также информируем, что в силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в области разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
Учитывая изложенное, разъясняем, что при наличии соответствующего медицинского заключения у беременной женщины на работодателя возложена обязанность, предусматривающая в том числе перевод такого работника на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов.
Дополнительно сообщаем, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (статья 72 Кодекса).
Также сообщаем, что ответ на обращение не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента условий и охраны труда на отдельный заданный вопрос.
Заместитель директора Департамента условий и охраны труда А.А. Воротилкин