Планируют внести изменения в Трудовой кодекс в части охраны труда
В Трудовой кодекс планируют внести изменения с 1 сентября 2024 года в части охраны труда. Изменения касаются статей 213, 214 и главы 36.1 ТК.
По проекту в статью 213 ТК внесут два изменения:
- Органы исполнительной власти субъектов в области ОТ смогут самостоятельно формировать структуру и численность подразделений, осуществляющих проведение государственной экспертизы условий труда (далее – экспертиза), на основании рекомендаций федерального органа исполнительной власти.
- Лиц, осуществляющих экспертизу, обяжут проходить обучение и повышение квалификации в соответствии с федеральным законом и в порядке, установленном статьей 219 ТК.
Планируют добавить статью 214.3 «Личный кабинет по охране труда работодателя» (далее – ЛКОТ). Согласно новой статье Минтруд определяет порядок получения работодателями доступа к ЛКОТ, а также состав, порядок размещения, передачи и хранения документов о состоянии условий и охраны труда.
Работодатели, получившие доступ к ЛКОТ, не будут получать на бумажном носителе по почте сведения от Минтруда. Для возобновления получения информации на бумажном носителе необходимо направить в Минтруд уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Сведения, которые работодатели будут передавать через ЛКОТ в электронной форме, подписанные электронной подписью, будут признаваться электронными документами и приравниваться к подписанным документам на бумажных носителях.
В главу 36.1 ТК «Расследование, оформление (рассмотрение), учет микроповреждений (микротравм), несчастных случаев» планируют внести шесть изменений:
- Схему определения степени тяжести повреждения здоровья при НС на производстве будет устанавливать Минздрав совместно с Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 228.1).
- О случаях острого профзаболевания работодатель в течение суток сообщает в медицинскую организацию и Роспотребнадзор (ст. 228.1).
- В перечень материалов расследования НС добавят «медицинское заключение о причине смерти пострадавшего и о его возможном нахождении в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, выданное по запросу работодателя (его уполномоченного представителя)» (ст. 229.2).
- Включат определение грубой неосторожности (ст. 229.2).
- Форму медицинского заключения о характере повреждений в результате НС и рекомендации по ее заполнению будет устанавливать Минздрав совместно с Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 229.2).
- Форму справки о заключительном диагнозе пострадавшего от НС на производстве и рекомендации по ее заполнению будет устанавливать Минздрав совместно с Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 230.1).
Источник: проект Федерального закона от 13.01.2023.
Планируют урегулировать деятельность инспекторов надзорных органов
В первом чтении приняли закон, который вносит изменения в статьи 37 и 52 закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
Планируют ввести следующие правки:
- любые действия инспекторов до официальной даты проверки будут строго запрещены (статья 37);
- инспекторам запретят нарушать принцип оперативности в ходе проверок, сроки которых прямо не установлены законом (статья 37);
- официально установят приоритет профилактических мероприятий перед контрольно-надзорными (статья 52).
Источник: проект Федерального закона.
Минприроды разъяснило, по какой форме организации должны сдавать декларации о плате за НВОС за 2022 год
Минприроды разъяснило, по какой форме организации и ИП должны сдавать декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) за 2022 год.
Декларацию о плате за НВОС за 2022 год работодатели предоставляют по прежней форме в «Личном кабинете природопользователя», так как декларация о плате за НВОС представляется за 2022 отчетный год, в котором еще не действовали нормы Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ.
С 1 марта 2023 года вступит в силу обновленная форма декларации о плате за НВОС в редакции приказа Минприроды от 21.09.2022 № 624. Новую форму дополнили разделом, необходимым для исчисления платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ. В 2024 году за отчетный период 2023 года необходимо будет отчитываться по обновленной форме.
Срок представления декларации о плате за НВОС за 2022 год – не позднее 10 марта 2023 года.
Источник: письмо Минприроды от 03.02.2023 № 19-44/4100.
Пострадавшим в результате НС можно будет выбрать медорганизацию для реабилитации
С 21 февраля 2023 года Правительство разрешило застрахованным работникам, получившим травмы вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, выбирать медицинскую организацию для реабилитации, но с учетом рекомендаций лечащего врача.
Это может быть:
- медицинский центр, подведомственный Социальному фонду России (далее – СФР);
- другие медицинские организации на территории РФ.
Центры СФР будут проводить реабилитацию застрахованного в соответствии с государственными заданиями, другие организации – на основании договора об оплате расходов на медпомощь, заключенного между СФР и медицинской организацией.
Источник: постановление Правительства от 11.02.2023 № 199.
Какие работодатели должны зарегистрироваться в реестре Минтруда
Работодатели, которые обучают своих работников вопросам охраны труда.
Если работодатель принял решение обучать работников охране труда внутри организации, он должен уведомить Минтруд об этом решении. Если все работники организации обучаются в учебном центре, работодателю ничего делать не нужно.
Ростехнадзор продлил срок действия требований к производству сварочных работ на ОПО
До 1 марта 2024 года пролили срок действия Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах».
ФНП устанавливают требования к организации и производству сварочных работ, выполняемых на опасных производственных объектах (далее – ОПО), технических устройствах и сооружениях ОПО, поднадзорных Ростехнадзору и его территориальным органам или иным федеральным органам исполнительной власти в области промышленной безопасности, полномочия и права которых в области промышленной безопасности определены в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона № 116-ФЗ.
ФНП обязательны для исполнения юрлицами и ИП, а также их работниками из числа персонала сварочного производства, осуществляющими производство работ по сварке, пайке, наплавке и прихватке применяемых и (или) эксплуатируемых на ОПО сооружений и технических устройств, других конструкций и изделий, в том числе сборочных единиц, деталей, полуфабрикатов и заготовок при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности.
Источник: приказ Ростехнадзора от 03.02.2023 № 44.
Ростехнадзор планирует изменить проверочные листы по электроэнергетике
Ростехнадзор планирует внести изменения в проверочные листы в области энергетического надзора в сфере электроэнергетики.
Внесут изменения в приложения № 1–4 к приказу Ростехнадзора от 25.02.2022 № 61 со списками вопросов для проведения в рамках федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики при плановых выездных проверках:
- для потребителей электрической энергии;
- объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- объектов электросетевого хозяйства;
- субъектов электроэнергетики, осуществляющих деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Изменения в проверочные листы внесены в связи с вступлением в силу ПТЭЭП, утвержденных приказом Минэнерго от 12.08.2022 № 811.
Соответствующие проекты ведомственных приказов размещены для общественных обсуждений на портале проектов нормативных актов:
Источник: проекты приказов о внесении изменений в проверочные листы.
Роструд разъяснил, должен ли сотрудник работать в день прохождения медицинского осмотра
Специалисты Роструда разъяснили, что работодатель вправе обязать работников выходить на работу в день обязательного медицинского осмотра. Законодательством не установлено, что после медосмотра работник может не выполнять свои должностные обязанности и не выходить на работу (ст. 21 ТК).
Источник: информация Роструда.
Ростехнадзор информировал о нарушениях в области эксплуатации лифтов
Ростехнадзор сообщил о причинах аварийности и травматизме на опасных объектах в 2022 году. За прошлый год произошло четыре аварии на лифтах, семь пассажиров получили травмы различной степени тяжести, погибших нет. В статистику не входят эскалаторы в метрополитенах.
Основные причины аварий лифтов связаны с нарушением требований:
- ТР ТС «Безопасность лифтов»;
- Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах;
- руководств по эксплуатации лифтов.
Основные нарушения при эксплуатации лифтов:
- ненадлежащая организация обслуживания и ремонта лифтов;
- выполнение работ по обслуживанию лифтов персоналом, не прошедшим независимую оценку квалификации;
- отсутствие назначенных лиц, ответственных за организацию эксплуатации, обслуживания и ремонта лифтов;
- неосуществление технического контроля соответствия смонтированного лифта требованиям безопасности;
- отсутствие контроля со стороны ответственных специалистов за действиями персонала, участвующего в обслуживании и ремонте лифтов;
- низкая производственная дисциплина работников организации, осуществляющей обслуживание и ремонт лифтов.
Чтобы снизить аварийность и травматизм, Ростехнадзор предлагает:
- довести информацию до сведения персонала, который эксплуатирует, обслуживает, ремонтирует и оценивает соответствие лифтов требованиям Технического регламента;
- обеспечить соблюдение требований Технического регламента, правил и руководств по эксплуатации лифтов;
- обеспечить допуск к обслуживанию лифтов персонала, который прошел независимую оценку квалификации и обладает необходимой квалификацией с учетом выполняемых трудовых функций;
- обеспечить контроль за выполнением обслуживающим лифты персоналом производственных и должностных обязанностей;
- обеспечить техническое освидетельствование и обследование лифтов и выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных при оценке соответствия;
- обеспечить контроль за проведением специалистами испытательных лабораторий (центров) испытаний, технического контроля оборудования лифтов во время технического освидетельствования;
- повысить трудовую и производственную дисциплину, обеспечив выполнение должностных и производственных инструкций специалистами и обслуживающим персоналом.
Источник: письмо Ростехнадзора от 19.01.2023 № 200-937.
Предлагают упростить статистическую отчетность для малого бизнеса
Минэкономразвития подготовило проект, который предлагает перейти к новому порядку сдачи статистической отчетности представителями малого предпринимательства.
Предлагают отказаться от представления форм статистической отчетности и перевести малый бизнес на регулярное представление определенного количества первичных статистических данных из специального перечня, утвержденного Правительством. Перечень будет включать 262 показателя. При этом организация или ИП должна будет регулярно представлять данные не более чем по 50 показателям. Основная часть показателей имеет годовую периодичность. Максимальная периодичность представления данных составит не более четырех раз в год.
Одновременно законопроектом установлено, что первичные данные организации и ИП будут сдавать через личный кабинет респондента, доступ к которому будет организован, в том числе через Единый портал госуслуг (ЕПГУ) или портал МСП.
В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2024 года.
Источник: проект Федерального закона.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2023 года № 19-44/4100
О представлении декларации о плате за негативное воздействие
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело письмо Росприроднадзора от 18.01.2023 № РН-03-03-28/1012 по вопросу представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - декларация о плате) и сообщает.
Приказом Минприроды России от 21.09.2022 № 624 (далее - Приказ) внесены изменения в форму декларации о плате, утвержденную приложением 2 к приказу Минприроды России от 10.12.2020 № 1043, в части дополнения ее разделом, необходимым для исчисления платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).
Указанные изменения вступают в силу с 01.03.2023.
При этом срок представления декларации о плате - не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 8 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Между тем, учитывая, что декларация о плате представляется за 2022 отчетный год, в котором еще не действовали нормы Закона, полагаем допустимым представлять декларацию о плате за данный отчетный год по форме, функционирующей в настоящее время в "Личном кабинете природопользователя".
При этом обращаем внимание, что после 10.03.2023 "Личный кабинет природопользователя" потребует корректировки с учетом Приказа.
Директор Департамента финансов и цифровизации Д.С. Никифоров
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО
от 19 января 2023 года № 200-937
О причинах аварий на опасных объектах в 2022 году
Межрегиональное технологическое управление Ростехнадзора информирует, что согласно сведениям, представленным Ростехнадзором, по результатам анализа причин аварийности при эксплуатации опасных объектов (лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек,) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее-объекты) в 2022 году на территории Российской Федерации произошло 4 аварии на лифтах, 7 пассажиров получили травмы различной степени тяжести, погибших нет.
Анализ проведенных комиссиями территориальных органов Ростехнадзора расследований причин аварий лифтов позволяет сделать вывод, что их основными причинами являются нарушения обязательных требований, установленных техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 (далее - Технический регламент), Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 (далее — Правила), а также руководств по эксплуатации лифтов, а именно:
- ненадлежащая организация обслуживания и ремонта лифтов;
- выполнение работ по обслуживанию лифтов персоналом, не прошедшим независимую оценку квалификации;
отсутствие назначенных лиц, ответственных за организацию эксплуатации, обслуживания и ремонта лифтов;
- не осуществление технического контроля соответствия смонтированного лифта требованиям безопасности;
отсутствие контроля со стороны ответственных специалистов за действиями персонала, участвующего в обслуживании и ремонте лифтов;
низкая производственная дисциплина работников организации, осуществляющей обслуживание и ремонт лифтов.
В связи с вышеизложенным, в целях предупреждения аварийности и травматизма на лифтах предлагается:
- довести содержание настоящего письма до сведения персонала, осуществляющего эксплуатацию, обслуживание, ремонт и оценку соответствия лифтов требованиям Технического регламента;
- обеспечить соблюдение требований Технического регламента, Правил и руководств по эксплуатации лифтов;
- обеспечить допуск к обслуживанию лифтов персонала, прошедшего независимую оценку квалификации, обладающего соответствующим уровнем квалификации с учетом выполняемых трудовых функций;
- обеспечить контроль за выполнением обслуживающим лифты персоналом производственных и должностных обязанностей;
- обеспечить проведение в установленные сроки оценки соответствия лифтов в форме технического освидетельствования и обследования, а также выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных при оценке соответствия;
- обеспечить контроль за проведением специалистами испытательных лабораторий (центров) необходимых испытаний, технического контроля оборудования лифтов при оценке соответствия в течение назначенного срока службы в форме технического освидетельствования;
- повысить трудовую и производственную дисциплину, обеспечив выполнение должностных и производственных инструкций специалистами и обслуживающим персоналом.
A.Л. Альферович