Сведения о медосмотрах работников будут храниться в федеральной государственной информационной системе
С 31.10.2021 результаты медосмотров и освидетельствований будут храниться в специальной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера. Доступ к информации из системы будет у работников, которые прошли медосмотр, и госорганов.
Источник: Федеральный закон от 02.07.2021 № 357-ФЗ.
Как проходит выездное обследование ГИТ
Выездное обследование – это посещение инспектором общедоступных помещений организации. При этом работодатель не знает, что инспектор проводит обследование, и инспектор не взаимодействует с представителями работодателя (ст. 75 Закона о госконтроле).
Каким организациям грозит. Всем организациям.
Когда проведут. По заданию уполномоченного лица Роструда, в том числе по заданию, которое включено в план работы инспекции труда.
Как узнать. Официально нельзя предварительно узнать об обследовании. После обследования инспектор внесет сведения об обследовании в реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Сколько длится. Один рабочий день на один объект или несколько объектов в непосредственной близости друг от друга.
Особенности. В ходе выездного обследования инспектор будет вести видеозапись.
Согласование с прокуратурой. Нет.
Чем грозит, если найдут нарушения. По результатам обследования инспектор не сможет выдать предписание или подать в суд на организацию, чтобы приостановить деятельность. Но может оштрафовать и выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований. Кроме того, инспектор ГИТ может объявить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложить пройти самообследование. Еще один вариант – инспектор может инициировать проверку организации.
Планируют ввести для работодателей новые обязанности по пожарной безопасности
Опубликовали проект изменений в правила противопожарного режима. В них установили, что работодателю нужно будет использовать технический регламент при эксплуатации зданий и сооружений.
Также нужно будет разместить знаки «Запрещается курить» или «Запрещается пользоваться открытым огнем и курить». Сейчас работодатель устанавливает знак «Курение и пользование открытым огнем запрещено».
Еще в организации нужно будет вести журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Он может быть в бумажном или электронном виде. Такой журнал нужно будет вести после испытаний пожарных и наружных лестниц. Сейчас работодатель должен содержать такие лестницы и проводить их испытание один раз в пять лет.
Источник: проект МЧС от 13.07.2021.
Прокуратура проверит работодателей, у которых работают несовершеннолетние
Генеральный прокурор поручил прокуратуре субъектов проверить условия работы несовершеннолетних. Это будет касаться работодателей, у которых есть такие сотрудники. Проверять будут, например, условия труда и сокращение рабочего времени.
Источник: информация Генпрокуратуры от 09.07.2021.
Со 2 июля действуют новые требования по транспортировке отходов
Со 2 июля вступил в силу закон, в котором установили новые требования к транспортировке отходов. Теперь при транспортировке нужны:
- паспорт отходов для I–IV классов опасности;
- документы по перевозке и передаче отходов;
- отличительные знаки с классом опасности отходов.
Также нужно соблюдать требования безопасности по перевозке отходов.
Источник: Федеральный закон от 02.07.2021 № 356-ФЗ.
Утвердили меры по ограничению распространения коронавируса при проведении массовых мероприятий
С 13 июля начали действовать меры по ограничению распространения коронавируса. В них установили показатели, по которым будут принимать решение о проведении массовых мероприятий. Такие показатели будут учитывать главные врачи субъектов вместе с Роспотребнадзором.
Меры не будут касаться культурных и образовательных мероприятий.
Источник: постановление главного санитарного врача от 07.07.2021 № 18.
Работодателей предлагают штрафовать за нарушение квот по выбросу загрязняющих веществ по экологии
Минприроды предложило штрафовать за нарушение квот по выбросу загрязняющих веществ. Это будет касаться работодателей, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. По проекту штрафовать будут должностных лиц на 20 тыс. руб., а юрлиц и ИП – на 200 тыс. руб. За повторное нарушение квот – на 500 тыс. руб.
Напоминаем, что с 2019 года проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В нем работодатели должны предоставлять в Минприроды сведения об инвентаризации источников выбросов и самих выбросов.
Источник: проект Закона от 02.07.2021.
Опубликовали проект типовых форм документов для проведения экспертизы условий труда
Минтруд подготовил проект типовых форм документов при проведении государственной экспертизы условий труда. Ее проводят для оценки качества спецоценки, предоставления компенсации работникам и фактических условий труда.
В проекте разработали форму заявления и примерный перечень документов, которые нужно представить для проведения экспертизы. В таком перечне 21 документ. Так, работодателю вместе с заявлением нужно будет подать, например, приказ о создании комиссии по проведению СОУТ и договор с аттестующей организацией.
Если проект примут, то он начнет действовать с 1 марта 2022 года.
Источник:
проект Минтруда от 01.07.2021.
С 1 июля проверки по пожарной безопасности проводят по новым правилам
С 1 июля действует новое положение о пожарном надзоре. В положении определили периодичность контрольных (надзорных) мероприятий, которая зависит от категории риска организации:
- чрезвычайно высокий – ежегодно;
- высокий – один раз в два года;
- значительный – один раз в три года;
- средний – один раз в пять лет;
- умеренный – один раз в шесть лет;
- низкий – проверки проводить не будут.
В новом положении определили виды плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, которые с 1 июля проводит пожарная инспекция.
Таблица. Виды контрольных (надзорных) мероприятий пожарной инспекции
Плановые
|
Внеплановые
|
инспекционный визит
|
инспекционный визит
|
рейдовый осмотр
|
рейдовый осмотр
|
выездная проверка
|
выездная проверка
|
документарная проверка
|
выборочный контроль
|
Кроме того, пожарным инспекторам дали право проводить профилактический визит. Это касается только работодателей с чрезвычайно высокой и высокой категориями риска. Профилактический визит инспектор проводит в виде профилактической беседы с представителем работодателя в самой организации либо по видео-конференц-связи. В ходе беседы инспектор сообщит, какие обязательные требования нужно соблюдать, какую категорию риска установят организации, как снизить категорию риска, а также как могут проверить организацию.
Источник: постановление Правительства от 25.06.2021 № 1016.
Как вернуть деньги, потраченные на обучение работников, через ФСС
Можно вернуть деньги через ФСС за обучение работников, которых обучили в учебном центре (п. 3 Правил, утв. приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н). К ним относятся:
- руководители и работники малого бизнеса;
- руководители госучреждений;
- специалисты и уполномоченные по охране труда;
- члены комиссий по охране труда;
- отдельные категории работников на ОПО, которых нужно обучить с отрывом от производства.
Включите затраты по обучению работников в текущем году в план финансового обеспечения.
Далее оформите возврат средств из ФСС на обучение работников. Для этого направьте заявление в ФСС и приложите к нему пакет документов:
- копия приказа о направлении работников на обучение;
- список работников, направляемых на обучение;
- копия договора с обучающей организацией;
- копия уведомления Минтруда о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
- копия программы обучения;
- документы работников, подтверждающие, что они занимают должности, которые могут обучаться за счет ФСС.
Материал подготовлен при поддержке
Система Охрана труда.
1. Под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
2. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
3. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
4. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
5. По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона.
6. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
7. В случае, если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, инспектор вправе незамедлительно провести контрольную закупку (при условии, что возможность проведения контрольной закупки в соответствии с настоящей статьей предусмотрена положением о виде контроля). В отношении проведения контрольной закупки не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия. Информация о проведении контрольной закупки вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.
3. Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
а) проведение специальной оценки условий труда;
б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
в) обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте следующих категорий работников:
руководители организаций малого предпринимательства;
работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
руководители и специалисты служб охраны труда организаций;
члены комитетов (комиссий) по охране труда;
уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном порядке <1> или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность);
г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее соответственно - СИЗ, типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием (далее - ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 46н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 г. N 13796) (далее - Перечень);
з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов); к) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
л) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;
м) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации;
н) санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.