Как проходит профилактический визит ГИТ
Профилактический визит инспектор проводит в виде профилактической беседы с представителем работодателя в самой организации либо по видеоконференцсвязи. В ходе беседы инспектор сообщит, какие обязательные требования нужно соблюдать, какую категорию риска установят организации, как снизить категорию риска, а также как могут проверить организацию (ст. 52 Закона о госконтроле, п. 31-34 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 21.07.2021 № 1230).
Каким организациям грозит. Организациям с категорией высокого и значительного риска, а также организациям, которые только начали свою деятельность в сферах с высоким уровнем производственного травматизма.
Когда проведут. В течение года для организаций, которые только начали работу.
Как узнать. Инспектор уведомит о профвизите не позднее чем за пять рабочих дней. В единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведения о профвизите не вносят.
Сколько длится. Не больше 8 часов.
Особенности. От профвизита можно отказаться не позднее, чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Согласование с прокуратурой. Нет.
Чем грозит, если найдут нарушения. Инспектор не вправе штрафовать или выдавать предписания, если обнаружит нарушения в ходе профвизита. Но он может сообщить о нарушениях руководству, которое организует проверку организации.
Роспотребнадзор информирует об изменениях в порядке установления санитарно-защитных зон
Роспотребнадзор информирует работодателей об изменениях в порядке установления санитарно-защитных зон (СЗЗ), которые действуют с 13 марта 2022 года. Изменения утвердили приказом Роспотребнадзора от 09.03.2022 № 84, а порядок установления СЗЗ – постановлением Правительства от 03.03.2018 № 222. Теперь рассматривать заявления об установлении СЗЗ для объектов II–V классов опасности будет Роспотребнадзор. Какие объекты относятся к II–V классам опасности, указали в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Также Роспотребнадзор информирует работодателей, как устанавливают СЗЗ. Так, разъяснили:
- что нужно для установления СЗЗ;
- что такое проект СЗЗ;
- куда отправлять заявление и материалы;
- как проходит рассмотрение.
Источник: информация Роспотребнадзора от 24.03.2022.
Работодатели могут увеличить сроки проверок гидротехнических сооружений
Ростехнадзор уведомляет работодателей о возможности увеличения срока проверки гидросооружений. Для этого работодателям нужно соответствовать критериям оценки добросовестности, например уровень безопасности предприятия должен быть не ниже нормального. Критерии оценки установили в пункте 49 постановления Правительства от 30.06.2021 № 1080.
Если работодатель соответствует критериям, то проводить выездные проверки будут реже на один год, то есть объекты I и II классов проверят не чаще одного раза в два года, а III класса – в четыре года. По действующему порядку надзора за гидросооружениями объекты I и II классов проверяют не чаще одного раза в год, а III класса – в три года.
Источник: информация Ростехнадзора от 06.04.2022.
Продлили действие документов и сроков в области транспорта и экологии
Правительство продлило действие водительских удостоверений, диагностических карт и сроков реализации программы повышения экологической эффективности.
Водительские удостоверения
Продлили на три года действие национальных водительских удостоверений. Это касается документов, срок действия которых закончился с 1 января 2022 года и закончится до 31 декабря 2023 года. То есть, если удостоверение заканчивается 1 июня 2022 года, его автоматически продлят до 1 июня 2025 года, а если заканчивается 1 января 2023 года – до 1 января 2026 года.
Диагностические карты
Продлили на один год действие диагностических карт, которые закончили свое действие до 12 апреля 2022 года. Это касается карт, содержащих заключение о безопасности транспорта. Это касается транспорта, который перевозит опасные грузы в районах Крайнего Севера. То есть, если карта закончила действовать 11 апреля 2022 года, ее продлят до 11 апреля 2023 года.
Экология
Продлили на два года срок реализации программы повышения экологической эффективности объектам I категории, получившим комплексное экологическое разрешение (КЭР) до 1 сентября 2022 года. Реализовать программы нужно в течение 7 лет, а для объектов НВОС, обеспечивающих оборону страны, – 14 лет (п. 5, 6 ст. 67.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). То есть если объект получил КЭР 15 апреля 2022 года, то реализовать программу должен в течение девяти лет – до 15 апреля 2031 года.
Источник: постановление Правительства от 09.04.2022 № 626.
Опубликовали методические рекомендации по профилактике пожаров от электрооборудования
МЧС разработало методические рекомендации по организации профилактики пожаров от электрооборудования в жилых и общественных зданиях. Для профилактики нужно применять аппараты защиты электрических сетей, термоиндикаторы и термосистемы. Использовать рекомендации могут арендодатели помещений, чтобы провести первичную оценку состояния пожарной безопасности электрооборудования.
В рекомендациях описали технические средства по предупреждению и профилактике пожаров от электрооборудования, организацию профилактики и основные причины пожара от электрооборудования. Так, например, к причинам отнесли:
- короткое замыкание;
- перегрузку электрических цепей;
- большое переходное сопротивление;
- искрение;
- электрическую дугу;
- перенапряжение электрической сети.
Источник: Методические рекомендации МЧС от 07.04.2022 № 43-2004-19.
Работодатели могут обжаловать проверку, проведенную в мораторий
Минэкономразвития уведомляет работодателей о возможности обжаловать проверку, проведенную в нарушение моратория. Сделать это можно с 9 апреля 2022 года через «Госуслуги». Чтобы подать жалобу, на главной странице сайта зайдите в раздел «Жалоба на нарушение моратория на проверки». Дальше введите номер проверки и заполните жалобу. Рассматривать ее будут один рабочий день. Если по итогам выявили, что проверку провели с нарушением моратория, ее отменят.
Напоминаем, что с 10 марта работодателям проведут внеплановые и плановые проверки. Внепланово проверят в трех случаях и при условии:
- есть угроза возникновения ЧС, жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства – есть согласование с прокуратурой;
- есть поручение Президента или представителя Правительства, требование прокурора, документы об исполнении предписания о возобновлении действия лицензии – без согласования с прокуратурой;
- есть информация о выполнении функции иностранного агента некоммерческой организацией – есть извещение от прокуратуры.
Случаи проведения плановых проверок указали в таблице.
Таблица. Случаи проведения плановых проверок работодателей
Вид контроля
|
Объекты контроля
|
Деятельность объектов контроля
|
Санитарно-эпидемиологический контроль
|
Объекты чрезвычайно высокого риска
|
Перинатальные центры, соцуслуги с проживанием, деятельность по водоподготовке и водоснабжению, по образованию, питанию и отдыху детей
|
Пожарный контроль
|
Объекты чрезвычайно высокого риска, высокого риска
|
Перинатальные центры, соцуслуги с проживанием, деятельность по образованию, питанию и отдыху детей
|
Контроль в области промышленной безопасности
|
Объекты II класса опасности
|
|
Ветеринарный контроль
|
|
Содержание, разведение и убой свиней
|
Источник: информация Минэкономразвития от 11.04.2022.
Подготовили проект с изменениями в правила безопасности в угольных шахтах
Ростехнадзор подготовил проект поправок в Правилах безопасности в угольных шахтах, утвержденных приказом от 08.12.2020 № 507. Если проект примут, правки начнут действовать с 1 сентября 2022 года.
По проекту на угольных шахтах нужно организовать видеонаблюдение за состоянием объектов и работой в режиме реального времени. Видео должно передаваться на поверхность по беспроводному каналу связи. Также нельзя будет вмешиваться в работу многофункциональной системы безопасности. То есть нельзя будет прерывать оперативный контроль технологических процессов и нарушать работу систем противоаварийной защиты людей, оборудования и сооружений.
Источник: проект Ростехнадзора от 17.03.2022.
Планируют изменить методику расчета пожарного риска зданий и сооружений
МЧС подготовило проект новой методики расчета пожарного риска зданий и сооружений. Он должен заменить действующую методику, утвержденную приказом МЧС от 30.06.2009 № 382.
Рассчитывать пожарный риск по новой методике будут здания и помещения с функциональным классом пожарной опасности:
- Ф1–Ф4 – жилые и общественные здания;
- Ф5 – стоянки автомобилей без обслуживания;
- Ф5 – помещения, которые не входят в состав зданий с классом Ф1–Ф4.
В проекте указали статические данные о частоте возникновения пожара, определение времени начала эвакуации и расчетное время эвакуации. Например, частота возникновения пожара в течение года для магазинов равна 2,03×10-2, а для рынков – 1,13×10-2.
Источник: проект МЧС от 11.03.2022.
Опубликовали требования к квалификации специалистов в области электро- и атомной энергетики
Утвердили требования к квалификации специалистов в области электро- и атомной энергетики. К таким квалификациям относятся:
- моторист водосброса;
- руководители подразделений;
- эксперт по исследованиям и анализу состояния гидроэлектростанций;
- мастер по техническому обслуживанию гидротурбинного и гидромеханического оборудования;
- рабочий по строительству и ремонту гидросооружений;
- электромонтер по обслуживанию электрооборудования солнечной электростанции;
- инженер по эксплуатации оборудования солнечной электростанции;
- оператор ветроэлектростанции;
- слесарь по ремонту и выполнению работ;
- лаборант химического анализа;
- техник по химическим анализам тепловой электростанции;
- инженер по химическому контролю;
- начальник лаборатории;
- аппаратчик;
- инженер по эксплуатации водоподготовительных установок и установок очистки сточных вод;
- инженер-проектировщик;
- архитектор объектов использования атомной энергии;
- инженер-конструктор объектов использования атомной энергии;
- инженер-расчетчик.
В требованиях указали трудовые функции рабочих, руководителей и специалистов в области электро- и атомной энергетики. Например, электромонтер по обслуживанию электрооборудования солнечной электростанции проводит мониторинг работы электростанции и технически обслуживает ее.
Также указали срок действия квалификации. В области электроэнергетики квалификации действуют пять лет, а в атомной энергетике – три года.
Источник: приказы АНО НАРК от 17.02.2022 № 09/22-ПР, № 10/22-ПР, № 11/22-ПР, № 12/22-ПР.
Минприроды разъяснило, как заполнить отчет об утилизации и расчет экологического сбора за 2021 год
Минприроды разъяснило: чтобы отчитаться за 2021 год по нормативам утилизации товаров и упаковки и рассчитать экологический сбор, нужно учитывать наименование группы товаров и упаковки, а не нумерацию. Как пояснило ведомство, для отчетов за 2021 год используются декларации о количестве выпущенных товаров и упаковки, составленные в 2020 году. В таких декларациях использовали перечень товаров и упаковки, утвержденный постановлением Правительства от 28.12.2017 № 2970-р. Документ перестал действовать с 1 января 2021 года. Вместо него действует новый перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 31.12.2020 № 3721-р.
Источник: письмо Минприроды от 22.03.2022 № 08-25-44/9294.
Опубликовали проект новых правил расследования причин аварий при теплоснабжении
Ростехнадзор разработал новые правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении. Они заменят действующие правила, утвержденные постановлением Правительства от 17.10.2015 № 1114. Если проект примут, расследовать по новому документу начнут с 1 сентября 2022 года.
Проект дублирует действующие правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении. Но есть и изменения, например убрали срок, на который можно продлить расследование причин аварии. Сейчас срок продления ограничивается 45 днями, а общий срок – 65 днями. По проекту расследование может длиться не более 65 дней.
Источник: проект Ростехнадзора от 25.02.2022.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ
ПИСЬМО
от 22 марта 2022 года № 08-25-44/9294
О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с отходами от использования товаров
Минприроды России в соответствии с письмами Росприроднадзора от 30.04.2021 № АА-10-03-28/13477, от 16.09.2021 № АА-10-03-28/31193, от 23.09.2021 № АА-10-03-28/32433, от 01.10.2021 № АА-10-03-28/33128, от 18.11.2021 № АА-10-03-28/39970, от 09.12.2021 № СР-10-03-28/43007, от 17.12.2021 № СР-10-03-28/44444, от 25.02.2022 № СР-10-03-28/5910 по вопросу регулирования деятельности в области обращения с отходами от использования товаров сообщает.
С 01.01.2021 действуют перечни товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3721-р (далее - распоряжение № 3721-р, перечни № 3721-р).
До 01.01.2021 действовал перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р (далее - распоряжение № 2970-р, перечень № 2970-р).
Нормативы утилизации на 2021 год утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3722-р (далее - распоряжение № 3722-р).
На основании пункта 16 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 (далее - положение о декларировании), производители товаров, импортеры товаров ежегодно декларируют количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.
В соответствии с Правилами предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2010, форма отчетности о выполнении нормативов утилизации заполняется на основе информации, полученной в установленном порядке при декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров. Для указания количества товаров, упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, используется информация, содержащаяся в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров за год, предшествующий отчетному периоду (далее - декларация).
Таким образом, при подаче в 2022 году декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за отчетный 2021 год, в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации в течение 2021 года, в соответствии с перечнями, утвержденными распоряжением № 3721-р.
В 2022 году за отчетный 2021 год отчетность о выполнении нормативов утилизации, а также расчет суммы экологического сбора осуществляется на основе сведений о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год, согласно сведениям, содержащимся в декларации за 2020 год, составленной в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением № 2970-р, и применяя нормативы утилизации, установленные на 2021 год распоряжением № 3722-р.
В соответствии с пунктом 7 Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 "О порядке взимания экологического сбора" приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.08.2016 № 488 утверждена Форма расчета суммы экологического сбора.
При этом учитывая различия в перечне № 2970-р и перечнях № 3721-р, а также в распоряжении № 3722-р и ставках экологического сбора при заполнении отчетности о выполнении нормативов утилизации, расчета суммы экологического сбора (применении норматива утилизации и ставки экологического сбора) необходимо ориентироваться на наименование группы, а не на нумерацию групп товаров и упаковки.
В целях осуществления Росприроднадзором приема отчетности о выполнении нормативов утилизации и проверки правильности уплаты средств экологического сбора, Минприроды России считает целесообразным разъяснить, что в связи с внесением ряда изменений, из перечней товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, исключены группы № 8 "Изделия деревянные строительные и столярные прочие", № 22 "Изделия пластмассовые строительные", № 23 "Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые", № 25 "Стекло листовое гнутое и обработанное", № 27 "Изделия из стекла изолирующие многослойные", № 40 "Провода и кабели электронные и электрические прочие", а также из группы № 1 "Изделия текстильные готовые (кроме одежды)" позиции с кодами по ОК 034-2014 с 13.92.12.110 по 13.92.12.119.
Таким образом, в 2022 году в связи с указанными изменениями, обязанности по предоставлению отчетности об исполнении нормативов утилизации, по расчету суммы экологического сбора и по уплате экологического сбора за 2021 год по исключенным группам товаров не установлено.
В отношении Группы № 45 "Упаковка из комбинированных материалов" перечня № 3721-р, учитывая ее отсутствие в перечне № 2970-р, формирование отчетности о выполнении нормативов утилизации, а также расчет суммы экологического сбора осуществляется с 2023 года на основании сведений, включенных в декларацию, предоставляемую в 2022 году. Нормативы утилизации по Группе № 45 "Упаковка из комбинированных материалов" установлены распоряжением № 3722-р.
В отношении Группы № 43 "Упаковка из полимерных материалов, не содержащих галогены" и группы 44 "Упаковка из полимерных материалов, содержащих галоген", учитывая ее аналогичность, отчетность о выполнении нормативов утилизации должна предоставляться на основании сведений из декларации по группе № 49 "Упаковка полимерная" перечня 2970-р, а также в соответствии с нормативами утилизации, утвержденными распоряжением № 3722-р. Отнесение полимерной упаковки к содержащей галогены или не содержащей галогены производится по компонентному составу в части наличия соответствующих галогенов.
В свою очередь, расчет суммы экологического сбора в отношении вышеуказанных групп товаров должен осуществляться с использованием ставки, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 284 для группы № 49 "Упаковка полимерная".
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Д. Тетенькин