Ростехнадзор утвердил порядок предоставления лицензии по промбезопасности
Ростехнадзор обновил порядок предоставления лицензии по проведению экспертизы промбезопасности. Он заменил порядок лицензирования, который был утвержден приказом Ростехнадзора от 15.11.2012 № 658.
По новому порядку увеличили основания для отказа принять документы. Теперь заявителю могут отказать, если документы нельзя прочесть, нет заявления и документов по указанной описи. Раньше не принять документы могли в том случае, если нет описи и документов по этой описи.
Также увеличили основания, по которым могут отказать в предоставлении услуги. Теперь отказывать в услуге будут по причинам:
- в документах указали недостоверную или искаженную информацию;
- заявитель не оплатил госпошлину;
- в заявлении нет реквизитов лицензии, на которую запрашивали сведения;
- не предоставили исправленный комплект документов, если были выявлены нарушения.
Источник: приказ Ростехнадзора от 25.11.2020 № 455.
С мая все приезжающие из-за границы должны пройти двойной тест на коронавирус
Обновили постановление главного санитарного врача по коронавирусу – с мая всем прибывшим из-за заграницы нужно пройти повторное лабораторное исследование на коронавирус. Сделать это нужно в течение пяти дней со дня приезда в Россию. То есть после получения результатов исследования на коронавирус нужно пройти его повторно. Интервал между первым и повторным исследованием должен быть не менее суток.
Источник: постановление главного санитарного врача от 16.04.2021 № 13.
Правительство планирует изменить техрегламент по пожарной безопасности
Правительство подготовило проект, в котором планирует изменить технический регламент по пожарной безопасности. В новом проекте предлагают отменить устаревшие и дублирующие требования пожарной безопасности. Таким образом Правительство хочет снизить регуляторную нагрузку на организации.
В проекте предлагают подавать уточненную декларацию по пожарной безопасности тогда, когда изменился класс функциональной пожарной опасности и провели капитальный ремонт, реконструкцию или техническое перевооружение. Также планируют прописать, что такую декларацию можно будет подавать в форме электронного документа. Сейчас уточненную декларацию подают при смене собственника объекта.
Также планируют изменить требования к пожарным сигнализациям. В новых правилах указали, что световой и звуковой сигналы о пожаре должны подаваться автоматически. Для этого нужно использовать системы передачи извещений. Сейчас такие сигналы подаются на выносные устройства оповещения или на устройства, которые находятся у дежурного персонала.
Источник: проект Закона Правительства от 03.05.2021.
Минтруд уточнил, какие типовые инструкции по охране труда действуют в области тепло- и электроэнергетики
Минтруд напомнил, что до сих пор действует ряд типовых инструкций по охране труда, которые можно применять в части, не противоречащей законодательству. Эти инструкции не зарегистрированы в Минюсте и носят рекомендательный характер.
В области тепло- и электроэнергетики действуют типовые инструкции по охране труда:
Источник: письмо Минтруда от 21.04.2021.
Опубликовали пять новых чек-листов по транспортной безопасности
Ространснадзор разработал проекты пяти новых форм чек-листов для транспортной инспекции. Если чек-листы примут, то по ним проверят:
В новых формах чек-листов прописали вопросы о соблюдении сроков настроек и проверок тахографов, корректной работе пожарных извещателей и системы автоматизированного пожаротушения.
Источник: проекты Ространснадзора от 11.05.2021, от 11.05.2021, от 11.05.2021, от 11.05.2021, от 11.05.2021.
Опубликовали проект изменений ТК, в котором планируют закрепить электронный документооборот
Госдума подготовила проект изменений статьи 22 ТК, в котором планируют закрепить понятие и организацию электронного документооборота. Чтобы ввести электронный документооборот в организации, работодателю нужно будет утвердить локальный нормативный акт и указать в нем, какие информационные системы будут использоваться в организации.
Также в новом проекте предусмотрели, что работодатель должен опросить работников о переходе на электронный документооборот. Если за переход проголосовали больше 50 процентов работников, то электронный документооборот будет распространен на всех работников. То есть вести документооборот на бумажных носителях для тех, кто отказался, работодателю не нужно.
Если проект примут, то он вступит в силу с 16 ноября, а с 1 октября 2022 года – требования к составу и формату электронных документов.
Источник: проект Закона от 29.04.2021 № 1162885-7.
Минприроды уточнило, по какой программе проходить дополнительную профподготовку по экологии
Минприроды напомнило, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Кроме того, лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам профессионального обучения или получения дополнительного профобразования, необходимых для работы с отходами I–IV классов опасности.
Сейчас все еще действует примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденная приказом Минприроды от 18.12.2002 № 868.
Также Минприроды уточнило, что планирует дополнить перечень типовых дополнительных профессиональных программ обучения по экологии. А после разработает программу в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Источник: письмо Минприроды от 16.04.2021 № 15-50/5021-ОГ.
Заключили отраслевые соглашения в IT и легкой промышленности на 2020–2023 годы с разделами по охране труда
Заключили два отраслевых соглашения на 2020–2023 годы, в которых есть разделы с правилами по охране труда. Первое соглашение распространяется на легкую, текстильную, фарфоро-фаянсовую промышленность, второе – на IT-организации, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Разделы по охране труда в соглашениях IT-организаций и предприятий текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности в основном дублируют общие правила по охране труда. Но есть и дополнительные требования. Например, в соглашение легкой промышленности включили обязанности для работодателей выделять на мероприятия по охране труда не менее 0,3 процента от суммы затрат на производство продукции. А в IT-организации – обучение раз в три года уполномоченных по охране труда профсоюза. Также таким уполномоченным полагается оплата труда в размере среднего заработка. Такое условие прописывают в коллективном договоре.
Источник: отраслевое соглашение по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности на 2021–2023 годы, федеральное отраслевое соглашение по организациям связи и информационных технологий на 2021–2023 годы, письмо Минтруда от 31.03.2021 № 14-4/10/В-3565.
Ростехнадзор объяснил, можно ли хранить НПА в электронном виде
Ростехнадзор разъяснил в официальном письме, что хранить НПА и правила ведения работ на ОПО в электронном виде не запрещено. При этом, как отметили в ведомстве, такие документы должны находиться в общем доступе и у каждого работника должна быть возможность ими воспользоваться.
Источник: письмо Ростехнадзора от 12.04.2021 № 11-00-14/3988.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 апреля 2021 года № 15-2/ООГ-1258
Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращения по вопросу о статусе отдельных инструкций по охране труда и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Перечисленные в обращениях типовые инструкции по охране труда:
- Типовая инструкция по охране труда для электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений (ТИ Р М-065-2002), утвержденная Минтрудом России 2 августа 2002 г., Минэнерго России 25 июля 2002 г.;
- Типовая инструкция по охране труда для аккумуляторщика (ТИ Р М-067-2002), утвержденная Минтрудом России 2 августа 2002 г., Минэнерго России 25 июля 2002 г.;
- Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера (РД 34.03.274-93), утвержденная Минтопэнерго России 26 января 1993 г.;
- Типовая инструкция по охране труда для слесаря по обслуживанию тепловых пунктов (РД 34.03.258-93), утвержденная Минтопэнерго России 26 января 1993 г.;
- Типовая инструкция по охране труда для слесаря по обслуживанию тепловых сетей (РД 34.03.259-93), утвержденная Минтопэнерго России 26 января 1993 г.;
- Типовая инструкция по охране труда для электромонтера по обслуживанию подстанции (РД 34.03.245-93), утвержденная Минтопэнерго России 26 января 1993 г.;
- Типовая инструкция по охране труда для машиниста насосных установок электростанции (РД 34.03.254-93), утвержденная Минтопэнерго России 26 января 1993 г.;
- Типовая инструкция по охране труда для машиниста гидроагрегатов (РД 34.03.262-93), утвержденная Минтопэнерго России 26 января 1993 г.;
- Типовая инструкция по охране труда для аппаратчика химводоочистки электростанции (РД 34.03.281-93), утвержденная Минтопэнерго России 26 января 1993 г.;
- Типовая инструкция по охране труда для машиниста котельной (кочегара) (РД 34.03.233-93), утвержденная Минтопэнерго России 26 января 1993 г.
не отменены и являются действующими актами.
Вместе с тем перечисленные инструкции по охране труда не были в установленном порядке зарегистрированы Минюстом России, в связи с чем носят рекомендательных характер и могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству.
Так, например, приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н утверждены Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61957). Приказом Минтруда России от 17 декабря 2020 г. N 924н утверждены Правила по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2020 г., регистрационный N 61926).
Правила по охране труда устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении отдельных работ и обязательны для исполнения.
Одновременно сообщаем, что ответ Департамента на обращение не является нормативным актом, носит разъяснительный характер и представляет мнение Департамента на отдельный заданный вопрос гражданина.
Заместитель директора Департамента условий и охраны труда А.А. Воротилкин
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ
ПИСЬМО
от 16 апреля 2021 года № 15-50/5021-ОГ
О программах обучения в области экологической безопасности
Минприроды России рассмотрело обращение о программах обучения в области экологической безопасности и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании (пункт 3 статьи 15 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 17 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ) типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В настоящее время Минприроды России прорабатывает вопрос о внесении изменений в Закон № 273-ФЗ, в части дополнения перечня типовых дополнительных профессиональных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
После внесения указанных изменений в Закон № 273-ФЗ, Минприроды России будет разработана соответствующая программа в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Также Минприроды России ведется работа по подготовке проектов приказов Минприроды России "Об утверждении и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности" и "Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
В настоящее время действует примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденная приказом Минприроды России от 18.12.2002 № 868.
Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности К.И. Осипов
Письмо
О заключении Отраслевого соглашения по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации на 2021-2023 годы
На федеральном уровне заключено Отраслевое соглашение по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации на 2021-2023 годы между Российским профсоюзом работников промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Российское объединение работодателей легкой промышленности" и Объединением работодателей "Объединение работодателей текстильной промышленности России" (далее - соглашение).
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (23 декабря 2020 г., регистрационный № 16/21-23), размещено на официальном сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).
В соответствии с частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации предлагаю работодателям организаций текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Обращаю внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минтруд России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Министр труда и социальной защиты Российской Федерации А.Котяков
Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
Статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте (далее - обязательные документы, ОПО).
Наличие экземпляров обязательных документов, предусмотренных статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ, обусловлено необходимостью их общедоступного использования. Однако вид, в котором указанные документы должны быть в наличии у эксплуатирующей ОПО организации, Федеральным законом № 116-ФЗ не определен.
Вместе с тем положениями статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (далее - Федеральный закон № 77-ФЗ) установлено, что документом является материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в любом виде, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.
Также в соответствии с подпунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию. Согласно пункту 11.1 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Таким образом, наличие обязательных документов, хранящихся в электронной форме в виде документированной информации, зафиксированной на материальном носителе, не противоречит положениям вышеуказанных Федеральных законов.
Начальник Правового управления Д.А.Яковлев