В Минприроды разъяснило требования к содержанию программы производственного экологического контроля
В Минприроды разъяснило требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее – ПЭК).
Согласно данным требованиям, определение концентрации загрязняющих веществ на границе предприятия и соотношение их с величиной 0,1 ПДКмр осуществляется в отношении каждого стационарного источника выбросов и каждого выбрасываемого из данного источника загрязняющего вещества с учетом групп суммации и без учета фона.
Требования к содержанию ПЭК, а также порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК утверждены приказом Минприроды от 18.02.2022 № 109. Форма отчета утверждена приказом Минприроды от 14.06.2018 N 261.
Источник: письмо Минприроды от 08.11.2022 N 12-47/44180.
Планируют принять законопроект о дистанционных предрейсовых медосмотрах железнодорожников
В первом чтении Госдума одобрила законопроект, который разрешит проводить дистанционно предрейсовые, предсменные и послерейсовые, послесменные медицинские осмотры работников железнодорожного транспорта.
Предлагают проводить медосмотроы работников железнодорожного транспорта с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья и дистанционный контроль состояния здоровья.
Такая возможность решит проблему проведения предрейсовых медицинских осмотров работников при работах на отдаленных станциях и на перегонах, где нет медицинских организаций и возможности проводить осмотры силами медицинских работников.
Источник: проект закона от 04.08.2022.
Изменили форму паспорта безопасности потенциально опасного объекта
Внесли изменения в форму паспорта безопасности потенциально опасного объекта, которая утверждена постановлением Правительства от 14.07.2022 № 1265. Изменения начнут действовать с 15 февраля 2023 года.
Из формы паспорта исключили:
- ситуационный план размещения потенциально опасного объекта;
- раздел с результатами прогнозирования и оценки последствий возникновения ЧС.
Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, должны разработать и утвердить паспорта до 1 декабря 2023 года.
Источник: постановление Правительства от 06.02.2023 № 166.
Какую формулировку выбрать при указании условий труда в трудовом договоре
Суд рассмотрел дело, в котором работодатель в части трудовых договоров условия труда на рабочих местах указал характеристикой «нормальные».
Государственная инспекция труда при выездной плановой проверке выявила нарушения по части ненадлежащего оформления трудовых договоров с работниками. В части трудовых договоров условия труда на рабочих местах были указаны как «нормальные», что не соответствует определению условий труда по Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». По результатам выявленных нарушений ГИТ привлекла к административной ответственности работодателя по части 4 статьи 5.27 КоАП и выписала штраф на сумму 50 тыс. руб.
Суд установил, что согласно части 2 статьи 57 ТК информация об условиях труда на рабочем месте должна быть включена в трудовой договор с работником в обязательном порядке. При этом условия труда в трудовом договоре необходимо прописывать в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяют на четыре класса:
- оптимальные условия труда (1-й класс);
- допустимые условия труда (2-й класс);
- вредные условия труда (3-й класс);
- опасные условия труда (4-й класс).
Источник: постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2022 № 16-7553-2022.
Роструд напомнил, в каких случаях не предупредит о проверке работодателя
Роструд напомнил, в какие сроки уведомит работодателя о проверках, а при проведении каких мероприятий предварительного уведомления не будет.
Государственная инспекция труда (далее – ГИТ) предварительно не уведомит работодателя при проведении:
- инспекционного визита;
- рейдового осмотра;
- документарной проверки.
Случаи, когда работодателя предварительно уведомит ГИТ и в какие сроки:
- плановая проверка. Инспекция направляет уведомление в адрес работодателя не менее чем за 24 часа до начала проверки;
- внеплановая проверка. О внеплановой (выездной) проверке инспекция уведомляет не менее чем за 24 часа до начала проверки;
- профилактический визит. О профилактическом визите инспекция направляет уведомление в адрес работодателя за пять рабочих дней до даты проведения.
Способы уведомления работодателей о проверках:
- почтовым отправлением;
- получение уведомления на руки;
- на официальную электронную почту (при наличии);
- в личный кабинет Госуслуг (при наличии).
Источник: информация Роструда.
Ростехнадзор опубликовал перечень основных нарушений эксплуатирующих организаций в 2022 году
Ростехнадзор опубликовал перечень часто встречающихся нарушений эксплуатирующих организаций в 2022 году. Перечень содержит 292 нарушения.
В перечень включили сведения по надзору в областях:
- использования атомной энергии, в том числе нарушения на радиационно опасных объектах, а также атомных станциях, ядерных установках;
- безопасности гидротехнических сооружений;
- строительного надзора;
- промышленной безопасности, в том числе нарушения на объектах ведения маркшейдерских, горных, взрывных работ, металлургического производства, угольной промышленности, объектах газораспределения и газопотребления и др.
Из перечня можно выделить следующие наиболее характерные нарушения:
- допуск персонала к работе без соответствующего обучения, стажировки и проверки знаний;
- непроведение производственного контроля либо неэффективное его проведение;
- нарушения в технологии производства и порядке проведения работ.
Источник: перечень нарушений, выявленных Ростехнадзором за 2022 год.
Случаи, когда ГИТ может проверить работодателя в 2023 году
В 2023 году Госинспекция труда продолжает проводить контрольно-надзорные мероприятия и привлекать работодателей к административной ответственности. ГИТ проводит плановые и внеплановые проверки, а также профессиональные визиты.
Плановые проверки
Плановые проверки проводят по утвержденному плану ГИТ. Проверьте, есть ли ваша организация в нем. Плановую проверку могут заменить на профвизит (п. 2 постановления Правительства от 10.03.2022 № 336).
Внеплановые проверки
Внеплановую проверку проведут при явной угрозе:
- причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- обороне и безопасности страны;
- возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Профвизиты
Профвизиты проводят в организациях с категорией высокого и значительного риска, а также организациях, которые только начали свою деятельность. В ходе профвизита инспектор сообщит, какие требования нужно соблюдать, какая у организации категория риска и как ее снизить. Отказаться от профвизита можно, если уведомить ГИТ за три рабочих дня до проведения (п. 6 ст. 52 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Если плановая проверка заменена на профвизит, то отказаться работодатель не сможет (п. 2 постановления Правительства от 10.03.2022 № 336).
Если в ходе профвизита выявят нарушения, которые представляют угрозу жизни и здоровью работников, ГИТ может инициировать внеплановую проверку (п. 9 ст. 52 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Инициатором проведения профвизита может быть сам работодатель (п. 11.3 постановления Правительства от 10.03.2022 № 336). Во время беседы инспектор ответит на интересующие вас вопросы, даст рекомендации, как не нарушать требования законодательства.
Штрафы
Нарушение требований охраны труда грозит работодателю штрафом от 50 тыс. до 80 тыс. руб. Если допускать работников к работе без прохождения обучения, штраф от 110 тыс. до 130 тыс. руб. За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты работодателя оштрафуют на сумму от 130 тыс. до 150 тыс. руб. (ст. 5.27.1 КоАП).
Источник: Система Охрана труда.
Разъяснили, нужно ли включать профсоюз в комиссию по расследованию НС
Роструд и Федерация независимых профсоюзов разъяснили вопрос расследования несчастных случаев (далее – НС) с включением в комиссию представителя первичной профсоюзной организации (далее – профсоюз) или иного представительного органа работников организации.
Представитель профсоюза должен быть включен в состав комиссии на основании статьи 229 ТК при наличии представительного органа у работодателя.
В соответствии с частью 2 статьи 229, частью 5 статьи 229.3 ТК при расследовании тяжелого и смертельного НС (в том числе группового) в состав комиссии также включаются представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании несчастного случая государственным инспектором труда привлекается профсоюзный инспектор труда.
Отсутствие в организации выборного профсоюзного органа, а также факта того, что пострадавший не является членом профсоюза, не могут быть основаниями для отказа от участия и включения в состав комиссии по расследованию НС представителя территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании НС государственным инспектором труда в соответствии со статьей 229.3 ТК – профсоюзного инспектора труда.
Проведение расследования несчастного случая комиссией ненадлежащего состава является нарушением установленного порядка проведения расследования НС.
Источник: совместное письмо Роструда, ФНПР от 14.12.2022 № 0893-3-1, № 109-109/159.
Росстат разъяснил, нужно ли отражать в форме № 7-травматизм нестраховой несчастный случай на производстве
Росстат разъяснил, что в форме № 7-травматизм отражают данные о пострадавших при несчастных случаях на производстве, которые:
- расследовали по требованиям статей 227–231 ТК;
- оформили актом о несчастном случае на производстве по форме № Н-1 или № Н-1ПС.
При этом не имеет значения, признал ФСС такой несчастный случай страховым или нет.
Таким образом, нестраховой несчастный случай на производстве, который оформили актом о несчастном случае на производстве по форме № Н-1, необходимо также отразить в форме № 7-травматизм.
Напоминаем, что срок предоставления данных в Росстат по форме № 7-травматизм – с 20 февраля по 1 марта.
Источник: письмо Росстата от 31.01.2023 № 209/ОГ.
Разработали проект новой формы санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника
Роспотребнадзор разработал проект новой формы санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) и порядка ее составления.
Приказом планируют утвердить:
- форму санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления);
- форму дополнения к санитарно-гигиенической характеристике условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления);
- порядок составления санитарно-гигиенической характеристики.
В срок до 21 февраля 2023 года проект проходит общественные обсуждения. Принять участие в обсуждениях можно на портале проектов НПА.
Источник: проект приказа Роспотребнадзора от 13.01.2023.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ
ПИСЬМО
от 8 ноября 2022 года № 12-47/44180
О требованиях к содержанию программы производственного экологического контроля
Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело письмо о разъяснении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (далее - ПЭК) и сообщает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.
Согласно пункту 5 статьи 67 Закона № 7-ФЗ при осуществлении ПЭК измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте НВОС (маркерные вещества).
Требования к содержанию ПЭК, а также порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее - Требования № 109, Отчет), утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109. Форма Отчета утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.
Согласно подпункту 9.1.1 Требований № 109 в план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов (предельно допустимые выбросы), временно разрешенные выбросы (лимиты на выбросы) с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.
Согласно подпункту 9.1.2 Требований № 109 в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе земельного участка объекта.
По мнению Минприроды России, в рамках выполнения пункта 9.1.2 Требований № 109 определение концентраций загрязняющих веществ на границе предприятия и их соотнесение с величиной 0,1 ПДКмр осуществляется в отношении каждого стационарного источника выбросов и каждого выбрасываемого из данного источника загрязняющего вещества с учетом групп суммации и без учета фона.
Отмечаем, что в Требованиях № 109 указаны загрязняющие вещества, обязательные для включения в План-график контроля. При этом Требованиями № 109 не установлены ограничения для включения в указанный План-график контроля иных загрязняющих веществ, присутствующих в выбросах стационарных источников.
Следует учитывать, что в соответствии со статьей 16.2 Закона № 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
С учетом изложенного, при составлении программы ПЭК целесообразно учитывать необходимость указания в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК данных о выбросах загрязняющих веществ, необходимых для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По вопросам разработки программы ПЭК для определенного объекта НВОС целесообразно с конкретной информацией обращаться в соответствующий орган государственного экологического контроля (надзора) по подведомственности.
Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности О.Б. Латонова
По отдельным вопросам расследования несчастных случаев
В связи с поступающими вопросами о применении законодательства Российской Федерации в части расследования несчастных случаев Управление осуществления федерального надзора в сфере труда Федеральной службы по труду и занятости и Техническая инспекция труда Федерации Независимых Профсоюзов России разъясняют.
В соответствии с Требованиями Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) обязан незамедлительно образовать комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии помимо представителей работодателя также включаются представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников организации (при наличии такого представительного органа), а также уполномоченный по охране труда (при наличии).
В соответствии с частью 2 статьи 229, частью 5 статьи 229.3 ТК РФ при расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом, в состав комиссии также включаются представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании несчастного случая государственным инспектором труда - привлекается профсоюзный инспектор труда.
Отсутствие в организации выборного профсоюзного органа, а также то, что пострадавший не является членом профсоюза, не могут быть основаниями для отказа от участия и включения в состав комиссии по расследованию несчастного случая представителя территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании несчастного случая государственным инспектором труда в соответствии со статьей 229.3 ТК РФ - профсоюзного инспектора труда.
При групповом несчастном случае с числом погибших 5 и более человек в состав комиссии включается также представитель общероссийского объединения профессиональных союзов.
Представителем соответствующего территориального объединения организаций профсоюзов или общероссийского объединения профессиональных союзов при расследовании несчастных случаев является их законный представитель, профсоюзный инспектор труда или иные уполномоченные (доверенные) лица профессиональных союзов.
В работе комиссии по расследованию несчастного случая, произошедшего на территории субъекта Российской Федерации, отличном от места регистрации работодателя, в работе комиссии принимает участие представитель территориального объединения организаций профсоюзов субъекта, на территории которого будет организована работа комиссии по расследованию несчастного случая.
Проведение расследования несчастного случая комиссией ненадлежащего состава является нарушением установленного порядка проведения расследования несчастного случая и может иметь решающее значение для оценки принятых ею решений как юридически недействительных и подлежащих отмене.
Начальник Управления осуществления федерального надзора в сфере труда Федеральной службы по труду и занятости И.Н.Яцких
Главный технический инспектор труда Федерации Независимых Профсоюзов России А.Е.Безюков
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПИСЬМО
от 31 января 2023 года № 209/ОГ
Об отражении несчастного случая на производстве, признанного нестраховым, в статистической форме
Управление статистики населения и здравоохранения по поручению руководства Федеральной службы государственной статистики рассмотрело обращение и сообщает следующее.
В соответствии с указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 7-травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях" в форме отражаются данные о пострадавших при несчастных случаях на производстве, расследованных в соответствии со статьями 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации и оформленных Актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1 или Актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1ПС, утвержденными постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" (зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный № 3999).
Нестраховой несчастный случай на производстве, оформленный Актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1, должен быть отражен в форме № 7-травматизм.
Начальник Управления статистики населения и здравоохранения С.Ю. Никитина