Работники обязаны пройти обучение по применению СИЗ на основании абзаца 5 части 1 статьи 215 ТК.
Порядок проведения обучения не установлен. С 1 сентября 2022 года обучение будет регламентироваться Постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464.
Сейчас обучение включает в себя проведение тренировок по использованию СИЗ. Тренировки проводите в том случае, если работнику необходимо получить практические навыки для применения СИЗ. Это указано в пункте 24 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н.
Как организовать тренировки, определяют в каждой организации индивидуально. Например, можно организовать специальные тренировки во время первичных и повторных инструктажей. Для этого разработайте программу обучения по применению СИЗ.
Заведите отдельный журнал для таких инструктажей и тренировок. Подписи работников в журнале регистрации инструктажа подтвердят факт обучения.
Учебный центр "Строитель" предлагает провести для работников предприятия обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты. Учебный курс предназначен обучения и проверки знаний при работе с спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, методы ношения и применения, актуальные требования к средствам индивидуальной защиты, порядок выдачи и ухода. Количество часов: 16 / 72.
С 11 марта ГИТ будет применять 78 чек-листов для проверки соблюдения требований трудового права. Из них 11 чек-листов относятся к охране труда:
Новые чек-листы заменят действующие, утвержденные приказом Роструда от 10.11.2017 № 655.
Источник: приказ Роструда от 01.02.2022 № 20.
Правительство утвердило ставку платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) на 2022 год. Она начнет действовать с 10 марта и касается правоотношений, возникших с 1 января 2022 года. Так, увеличьте ставки 2018 года на дополнительный коэффициент 1,19.
Также установили ставку платы за НВОС в отношении пыли каменного угля для стационарных источников. Она равна 67,12 руб. за тонну.
Напоминаем, что ставку платы за НВОС применяют при расчете платы за НВОС. Платят ее работодатели, которые наносят своей деятельностью вред природе.
Источник: постановление Правительства от 01.03.2022 № 274.
Утвердили порядок предсменных медосмотров работников, занятых на подземных работах с опасными и вредными условиями труда. Проводить медосмотры по нему будут с 1 сентября 2022 года.
По порядку медосмотры проводят при согласии работников медорганизации или медработники с медобразованием, имеющие лицензию на право проведения таких медосмотров. Сотрудник может быть в штате работодателя. На медосмотрах выявляют признаки воздействия опасных или вредных производственных факторов, алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Также работники проходят раз в полгода химико-токсикологические исследования на метаболиты, наркотические и психотропные вещества.
Медосмотры можно проводить с помощью медизделий дистанционного контроля здоровья. Также по итогам нужно вести журналы регистрации предсменных, внутрисменных и послесменных медосмотров работников. Их можно вести в электронном виде.
Также по порядку работодатель обеспечивает видеофиксацию медосмотров, которые проводятся с помощью медизделий, а их итоги – хранит не менее 30 дней. Хранить результаты будет и медорганизация.
Источники: приказ Минздрава от 11.02.2022 № 75н.
С 1 марта действуют изменения в квалификации и требования к квалификации по пожарной безопасности. Квалификацию привели в соответствие с действующим профстандартом «Специалист по пожарной профилактике», утвержденным приказом Минтруда от 11.10.2021 № 696. Так, например, ответственный за пожарную безопасность получит 5-й уровень квалификации по профстандарту.
Источник: приказ АНО НАРК от 22.02.2022 № 14/22-ПР.
Главный санитарный врач опубликовал новые методические рекомендации по особенностям проведения противоэпидемических мероприятий. Рекомендациями могут пользоваться работодатели, осуществляющие такие виды работ и услуг, как, например, предприятия общественного питания и торговли.
В рекомендации убрали пункт по соблюдению социальной дистанции 1,5–2 м. При этом работодатели должны:
Источник: Методические рекомендации главного врача от 28.02.2022 № MP 3.1.0276-22.
Разработали проект правил по охране труда при работах в особых температурных условиях воздействия микроклимата и климатических опасностей. Если его примут, то с 1 сентября работодатели должны применять правила.
Проект устанавливает требования к организации работ в условиях низких и высоких температур окружающей среды, влажности и скорости воздуха. А также требования к работам в условиях:
По проекту работодатели должны инструктировать работников о требованиях охраны труда в условиях воздействия микроклимата и климатических условий. Также могут организовать, например, видеосъемку для контроля исполнения требований.
Источник: проект Минтруда от 09.02.2022.
С 1 сентября начнут действовать требования к порядку предоставления и содержанию программы экологического контроля (далее – ПЭК). Они заменят действующий порядок и программу, утвержденную приказом Минприроды от 28.02.2018 № 74.
Порядок предоставления ПЭК
По порядку если работодатель представит отчет по ПЭК в электронном виде, то повторно представлять в бумажном виде его не нужно. А если отчитаться в бумажном виде, то датой представления отчета будет считаться отметка ведомства либо дата почтового отправления. Отчитаться нужно также до 25 марта года, следующего за отчетным. То есть за 2022 год отчитайтесь до 25 марта 2023 года.
Содержание ПЭК
В новой программе нужно указать инвентаризацию стационарных источников выбросов. Такую информацию вносят в раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников».
Также в план-график контроля нужно включать временно разрешенные выбросы. Сейчас указывают временно согласованные выбросы. График включают в раздел производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.
Напоминаем, что ПЭК разрабатывают работодатели, которые ведут деятельность на объектах I, II и III категорий. Эти работодатели также:
Источник: приказ Минприроды от 18.02.2022 № 109.
С 1 марта 2022 года МЧС проверяет требования по гражданской обороне по новым чек-листам. Они заменили проверочные листы, утвержденные приказом МЧС от 27.02.2018 № 78. По чек-листам проверят, например, есть ли у работодателя годовой план мероприятий по гражданской обороне и по предупреждению и ликвидации ЧС, а также проводят ли объектовые тренировки.
Источник: приказ МЧС от 04.02.2022 № 61.
Минздрав разработал электронную форму личной медкнижки и порядок ее ведения. Новые формы документов обязательно применять с 1 сентября 2023 года. Чтобы получить медкнижку, работодатель направляет работника в Роспотребнадзор. Также работники могут обратиться самостоятельно.
Что нового в медкнижке и что убрали, указали в таблице.
Таблица. Информация для медкнижки
Что внесли в медкнижку |
Что убрали из медкнижки |
Метро регистрации |
Исследование на туберкулез |
Наименование специальности и должности |
Исследование на носителей возбудителей кишечных инфекционных заболеваний |
ИНН работодателя |
Исследование на гельминтоз |
ОРГН работодателя |
Осмотр у дерматолога |
Заключения предварительных или периодических медосмотров |
Исследование на возбудителей дифтерии |
Дата проведения очередного медосмотра |
Исследование на носительство стафилококка |
Дата проведения очередной профессиональной гигиенической подготовки |
Предупреждение при нарушении санитарных норм |
Источник: приказ Минздрава от 18.02.2022 № 90н.
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.