+7 (343) 344-63-36Екатеринбург mail@ucstroitel.ru

Как обеспечить охрану труда водителя

04.02.2020
Как обеспечить охрану труда водителя.

Как обеспечить охрану труда водителя

Чтобы обеспечить охрану труда и безопасную работу водителей:

  • примите по профессии водителя сотрудника, который отвечает обязательным требованиям;
  • организуйте медосмотры;
  • организуйте обучение и инструктажи;
  • организуйте стажировку;
  • контролируйте здоровье;
  • определите режим труда и отдыха, который не противоречит законодательству.

Кого принять на работу водителем

Проверьте у соискателя, который претендует на профессию водителя:

  • водительское удостоверение соответствующей категории (ст. 25 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ);
  • квалификацию;
  • стаж работы.

Для отдельных категорий водителей есть дополнительные требования. Например, у водителей автобусов для организованной перевозки группы детей не должно быть  наказания в виде лишения прав либо административного ареста за правонарушения в области дорожного движения. А для водителя автомобиля, который перевозит опасные грузы, – свидетельства о подготовке на соответствующих курсах.

Требования к квалификации и стажу работы смотрите в приказе Минтранса от 28.09.2015 № 287.

Какие требования к квалификации и стажу работы водителя

При приеме на работу водителя нужно провести собеседование и оформить лист собеседования в произвольной форме (п. 10–11 Порядка, утв. приказом Минтранса от 11.03.2016 № 59).

При заключении трудового договора проинформируйте работника о СИЗ, которые ему полагаются, в том числе смывающих средствах, и выдайте ему эти средства.

Ситуация: нужно ли выдать работнику СИЗ для водителя, если он водит автомобиль, который арендует организация, и ездит в рабочее время в командировки в другие подразделения

Да, нужно, если работник совмещает обязанности водителя.

Работникам, которые совмещают профессии или постоянно выполняют совмещаемые работы, нужно выдавать СИЗ по совмещаемой профессии. Это указано в пункте 17 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н.

Ситуация: какой срок действия медсправки водителя о том, что он годен к управлению транспортным средством

Медзаключение о наличии или отсутствии у водителя противопоказаний к управлению транспортом действительно в течение 12 месяцев с даты его выдачи (п. 12 Порядка, утв. приказом Минздрава от 15.06.2015 № 344н).

В некоторых случаях водителю необходимо пройти внеочередное медосвидетельствование, даже если срок действия справки еще не закончился:

  • выявление у водителя по итогам периодического медосмотра, обследования или лечения заболеваний, при которых вождение противопоказано или ограничено;
  • замена водительского удостоверения по окончании срока его действия;
  • возврат водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами, если прохождение обязательного медосмотра требуется в соответствии с законодательством;
  • возврат водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при лишении работника права на управление транспортными средствами.

Об этом говорится в пункте 4 Порядка, утвержденного приказом Минздрава от 15.06.2015 № 344н. 

Ситуация: может ли гражданин Армении работать водителем с национальным водительским удостоверением

Нет, не может.

Предприятиям запрещен допуск к управлению транспортом водителей без российских национальных водительских удостоверений с соответствующей категорией и подкатегорией (абз. 1, 2 п. 2 ст. 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Это правило не действует только на граждан Киргизии и государств, где русский – официальный язык (Закон от 26.07.2017 № 204-ФЗ). Для граждан Армении исключений не предусмотрено. Чтобы работать водителем, им нужно сдать экзамен и получить российские права (раздел IV Правил, утв. постановлением Правительства от 24.10.2014 № 1097).

Ситуация: можно ли принять на работу водителем иностранного гражданина, который водительские права получил на территории иностранного государства

Нет, нельзя, за исключением граждан государств, где русский язык закреплен как официальный.

В общем случае принять на работу водителем иностранного гражданина независимо от его статуса можно, только если у него есть водительское удостоверение российского образца (ст. 3 Закона от 07.05.2013 № 92-ФЗ, ст. 2 Закона от 02.11.2013 № 285-ФЗ). Исключение – граждане государств, где русский язык закреплен как официальный. Они могут работать водителями на территории России, используя национальные водительские удостоверения.

К таким государствам относятся:

  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Республика Таджикистан;
  • Кыргызская Республика.

На это указывает пункт 13 статьи 25 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Если организация нарушит запрет и примет нового сотрудника без российских прав, ей грозит административная ответственность.

Иностранные граждане должны обменять свои иностранные водительские удостоверения на российские удостоверения. Порядок такой процедуры утвержден постановлением Правительства от 24.10.2014 № 1097. При этом национальные и международные водительские удостоверения, которые не соответствуют вышеуказанным требованиям международных договоров Российской Федерации, обменивать на российские национальные и международные водительские удостоверения не будут (информация МВД от 13.04.2015).

Подразделение ГИБДД МВД обменивает иностранные удостоверения по результатам соответствующих экзаменов (п. 9 Порядка, который утвержден постановлением Правительства от 24.10.2014 № 1097).

Для того чтобы обменять свое водительское удостоверение, иностранец должен также предъявить:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • медицинское заключение;
  • иностранное водительское удостоверение.

При этом иностранное водительское удостоверение на российское не обменивают, если его похитили, утратили либо оно не соответствует требованиям Конвенции о дорожном движении.

Такие правила предусматривают пункты 38–39, 41–42 Порядка, утвержденного постановлением Правительства от 24.10.2014 № 1097.

На какие медосмотры направить водителя

При поступлении на работу направьте водителей на психиатрическое освидетельствование и предварительный медосмотр, чтобы определить, может ли он выполнять свои обязанности по состоянию здоровья (ст. 213 ТК).

Далее водителей направляйте на периодические медосмотры не реже чем раз в два года и на психиатрические освидетельствования каждые пять лет (ч. 7 ст. 213 ТК РФ). Направлять на медосмотры нужно все категории водителей, в том числе водителей грузовиков, погрузчиков (автопогрузчиков, электропогрузчиков), тракторов и т. п. Это указано в пункте 27 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

Кроме того, водителей нужно направлять на предрейсовые медосмотры, а водителей, которые перевозят пассажиров или опасные грузы, нужно направлять еще и на послерейсовые медосмотры.

Внимание: 

личного водителя директора также нужно направлять на послерейсовый медосмотр, так как он перевозит пассажира – директора.

Как организовать обучение и инструктажи водителей

Водителя, как и всех остальных работников, нужно обучить по охране труда и провести для него инструктажи по охране труда. Кроме того, для водителя нужно организовать инструктажи по БДД. 

Инструктажи по БДД проводят отдельно от инструктажей по охране труда. Можно объединить, например, вводный инструктаж по БДД с вводным инструктажем по охране труда. Такой общий инструктаж может провести специалист по охране труда, который прошел аттестацию по БДД.

Как организовать стажировку водителя

Водители проходят стажировку:

  • при приеме без опыта работы;
  • после перерыва в работе водителем более одного года;
  • при приеме или переводе на горные маршруты;
  • при приеме или переводе на новый для водителя тип транспортного средства или новый маршрут перевозки пассажиров.

Стажировку проводит работодатель. Он самостоятельно определяет количество часов и содержание стажировки. По возможности проводите стажировку на транспортном средстве того же типа и модели и на том же маршруте, на котором сотрудник будет в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажировку проводят под руководством и контролем водителя-наставника. Наставника назначьте из других сотрудников-водителей, которые не попадали в ДТП по своей вине, и со стажем работы на соответствующем транспортном средстве:

  • при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле – не менее трех лет;
  • при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе – не менее пяти лет.

Стажировка состоит из инструктажа и практики. В рамках стажировки организуйте проверки знаний и умений водителей на соответствие квалификационным требованиям в произвольном виде.

На инструктаже водитель получает информацию о специфике выполнения трудовых функций, которые связаны с перевозкой пассажиров и грузов.

В практику включите управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования должно включать движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

По итогам стажировки оформите стажировочный лист. Форма документа произвольная, при этом в нем обязательно отразите:

  • номер стажировочного листа;
  • Ф. И. О. водителя-стажера;
  • сведения о транспортном средстве, на котором проходила практическая часть стажировки: тип, марка, модель транспортного средства;
  • Ф. И. О. водителя-наставника;
  • дату, время прохождения и количество часов стажировки;
  • замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
  • заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за БДД. 

Кроме того, целесообразно указать в стажировочном листе об успешном прохождении водителем проверки на соответствие квалификационным требованиям (п. 14 Порядка, утв. приказом Минтранса от 11.03.2016 № 59).

Ведите документальный учет всех стажировок каждого водителя.

Об этом говорится в пунктах 13–22 Порядка, утвержденного приказом Минтранса от 11.03.2016 № 59.

Ситуация: нужно ли проводить стажировку для водителей, если в новых ПОТ на автомобильном транспорте не указана такая необходимость

Да, нужно. Водители проходят обязательную стажировку в соответствии с Порядком, утвержденным Минтрансом от 11.03.2016 № 59. Стажировку проходят при приеме на работу, при перерыве в трудовой деятельности или при переводе на другое транспортное средство, это указано в пункте 13 Порядка.

Ситуация: где хранятся сведения об обучении водителей по программе «Ежегодные занятия с водителями автотранспортных средств»

Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносят в личное дело водителя, которое хранится у работодателя (программа Минтранса от 02.10.2001 № РД-26127100-1070-01).

Как контролировать здоровье водителей

Проводите обязательные медосмотры водителей. Направьте водителя на внеочередной медосмотр, если выявите признаки ухудшения здоровья водителя, которые угрожают безопасности движения.

Обеспечьте документальный учет и анализ результатов всех медосмотров водителей, чтобы выявить сотрудников, которые склонны:

  • к злоупотреблению алкоголем;
  • употреблению наркотиков;
  • хроническим заболеваниям, которые влияют на выполнение трудовой функции.

Если водители сталкиваются с вредными и опасными производственными факторами, которые перечислены в пункте 7 ПОТ на автомобильном транспорте, нужно принять меры, чтобы исключить или снизить до допустимого уровня эти факторы. Если исключить или снизить факторы невозможно, то выполнение работ без соответствующих СИЗ запрещено (п. 8 ПОТ на автомобильном транспорте). 

Какой режим работы установить водителям

Для водителей действуют специальные правила режима работы, которые определены положением, утвержденным приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15. Чтобы организовать режим работы водителей, определите продолжительность рабочего времени водителя и режим отдыха.

Режимы труда и отдыха водителей включите в Правила внутреннего трудового распорядка с учетом особенностей режима работы отдельных сотрудников. Чтобы не нарушить режим работы сотрудников, используйте показания тахографа, табелей, путевых листов (п. 2, 6 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).

Режим работы

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 329 ТК, п. 7 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Водителям, которые работают по календарю пятидневной рабочей недели, установите продолжительность ежедневной работы не более восьми часов, а для тех, кто работает по календарю шестидневной рабочей недели, – не более семи часов (абз. 2 п. 7 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).

Если нужно, чтобы водители в течение дня или недели работали больше нормальной продолжительности работы,  нужно ввести суммированный учет рабочего времени (абз. 1 п. 8 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).

Суммированный учет рабочего времени водителей имеет свои особенности:

  1. Продолжительность ежедневной работы. Рабочий день водителей не должен превышать 10 часов. Исключение – водители, смену которых можно увеличить до 12 часов (п. 10, 11, 12 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
  2. Ежедневный (междусменный) отдых. Водителю положен отдых не менее 12 часов между сменами (абз. 2 п. 25 положения).
  3. Учетный период составляет один месяц. Его можно увеличить до трех месяцев по согласованию с профсоюзом (п. 8, 9 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Во время сезона отпусков в курортной местности и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период можно увеличить до шести месяцев (абз. 2 п. 8 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
  4. Выходные дни. Дни отдыха при суммированном учете устанавливайте в разные дни недели согласно графикам работы. При этом количество выходных должно быть не меньше, чем количество полных недель месяца. То есть сотруднику нужно предоставить хотя бы один выходной в каждую из недель (п. 27 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). 

Ситуация: каким категориям водителей можно увеличить время ежедневной работы до 12 часов

Увеличить до 12 часов продолжительность рабочего дня водителя можно в трех случаях.

1. Если водителю необходимо доехать до места отдыха при междугородной перевозке. В таком случае работник в течение рабочего дня не должен управлять автомобилем больше (п. 12, 16, 17 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15):

  • 9 часов в общем случае;
  • 8 часов в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов;
  • 10 часов при суммированном рабочем времени, но не более двух раз в неделю.

2. Для водителей, которые работают на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, по согласованию с профсоюзом.

3. Водителям, которые занимаются:

  • перевозками для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб;
  • технологическими (внутриобъектными, внутризаводскими и внутрикарьерными) перевозками без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов;
  • перевозками на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов госвласти и органов местного самоуправления, руководителей организаций;
  • перевозками на инкассаторских автомобилях.

Для таких водителей общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не должна превышать 9 часов.

Водителям легковых автомобилей и автомобилей экспедиции и изыскательских партий, занятых в полевых условиях, можно установить ненормированный рабочий день (абз. 1, 2 п. 14 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).

Режим отдыха

Отдых водителя – это перерыв на отдых и питание в течение смены и междусменный перерыв – выходной. Чтобы определить режим отдыха водителя, учитывайте следующее:

  • междусменный отдых. Длительность ежедневного междусменного отдыха должна быть в два раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включают также и время обеда (абз. 1 п. 25 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15);
  • выходные дни. Продолжительность выходных дней должна быть минимум 42 часа. При этом такие дни должны предшествовать или следовать за междусменным отдыхом (ст. 107, 110 ТК, п. 26 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15);
  • перерыв для отдыха и питания. Продолжительность перерыва для отдыха и питания должна быть от 30 минут до 2 часов. Если по графику водитель работает больше восьми часов, предоставьте ему два таких перерыва. Время и конкретную продолжительность перерыва установите с учетом мнения профсоюза или по соглашению с водителем (п. 24 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15);
  • специальный перерыв для отдыха. После четырех часов работы каждый водитель обязан сделать перерыв для отдыха продолжительностью не менее 15 минут. Если дорога длится более четырех часов, то после этого 15-минутные перерывы необходимо делать каждые два часа пути (п. 19 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15, приказ Минтранса от 03.05.2018 № 170). Водители автобусов и грузовиков массой свыше 3,5 тонн должны отдыхать не менее 45 минут через каждые 4,5 часа работы (п. 26.1 постановления Правительства от 20.12.2019 № 1733).

Если ведете суммированный учет рабочего времени, то продолжительность ежедневного междусменного отдыха водителей должна быть не менее 12 часов (п. 10, 11, 12 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). На регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность отдыха можно сократить не более чем на три часа.

Для этого сотрудник пишет заявление в произвольной форме. Затем работодатель по согласованию с профсоюзом предоставляет водителю междусменный отдых не менее 48 часов после окончания рабочей смены, которая следует за уменьшенным междусменным отдыхом (абз. 4 п. 25 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).

При суммированном учете рабочего времени выходные дни устанавливайте в различные дни недели по графикам работы. Число выходных дней в текущем месяце должно быть не меньше количества полных недель в месяце (абз. 1 п. 27 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).

Возврат к списку