+7 (343) 344-63-36Екатеринбург mail@ucstroitel.ru

Как компании возобновить работу после карантина: новые правила Роспотребнадзора с 14 мая

19.05.2020
Как компании возобновить работу после карантина: новые правила Роспотребнадзора с 14 мая.

Как компании возобновить работу после карантина: новые правила Роспотребнадзора с 14 мая

Главное: компаниям разрешили работать, но с ограничениями.

Президент объявил, что общий режим нерабочих дней закончился (Указ Президента от 11.05.2020 № 316). С 12 мая продлить действие ограничительных мер и запретить работать отдельным компаниям могут власти регионов. Что делать компании, деятельность которой приостановили, и как вернуться к работе тем, кто не попал в «черный» список — читайте в статье. В середине статьи найдете особенности, которые касаются московских компаний. В конце - новые рекомендации Роспотребнадзора.

Как вернуться к работе тем, кому разрешили

Наши услуги


Теперь могут работать компании, деятельность которых не приостановили региональные власти. Вариантов, как вернуться к работе с 12 мая, у них три. Можете воспользоваться одним из них или использовать сразу все варианты в отношении разных подразделений.

Работать удаленно. Пока есть риск заразиться коронавирусом, компания может перевести сотрудников на удаленную работу, если не сделала этого раньше. Если во время нерабочих дней компания и так работала удаленно, может продлить такой режим работы, например, до конца мая.

Чтобы перевести сотрудников на удаленную работу, кадровик должен подготовить проект приказа по компании, а директор его подписать. Перед подписанием проверьте его содержание. В приказе кадровик должен указать, кого именно отправляют на удаленку: подразделения или отдельных сотрудников. Кроме того, в приказе должен быть срок, на который компания отправляет сотрудников работать из дома, и причины, по которым приняла такое решение.

После того как директор подпишет приказ, отдел кадров должен ознакомить с ним сотрудников. Для этого он может направить скан-копию приказа всеми доступными средствами связи: от корпоративной электронной почты до рассылки в мессенджерах. Подписи можно получить, когда сотрудники выйдут на работу.

Следующий этап — заключить с каждым сотрудником допсоглашение к трудовому договору. Проверьте, чтобы в нем кадровики указали период, на который сотрудник переходит на удаленку, и уточнили, что после трудовой договор будет действовать в прежней редакции, то есть все вернутся в офис.

Если же компания и так работает удаленно и пока что не планирует открывать офис, нужно издать приказ о продлении периода удаленной работы. После того как приказ будет готов и отдел кадров ознакомит с ним сотрудников через электронную почту, проверьте допсоглашения об удаленной работе. Если в соглашениях указали, до какого числа компания переводит сотрудников на удаленку, и этот срок истек, нужно будет заново подписать с сотрудниками дополнительные соглашения.

Оплачивать удаленную работу нужно в том же размере, что и работу в офисе. 

Исключение: ситуация, когда на время работы из дома у сотрудника сокращается функционал и рабочее время. В этом случае можно снизить сотрудникам размер зарплаты.

Вернуть сотрудников в офис. Чтобы начать работать в офисе или на производстве, компания должна издать приказ о возобновлении работы. Перед подписанием проверьте, чтобы кадровик указал в нем список сотрудников или подразделений, которые должны выйти на работу с 12 мая. Напомните отделу кадров ознакомить с приказом всех сотрудников через электронную почту или другим способом, который компания использовала во время самоизоляции.

Проверьте, какие есть региональные требования к работе компаний. Например, нужно ли сообщать о возобновлении работы в региональные органы власти. О том, как направить подобное уведомления компании, которая ведет деятельность на территории Москвы, читайте в последнем разделе.

Кроме того, компании, которые возобновили работу, должны соблюдать санитарные требования. Их устанавливают Роспотребнадзор и региональные власти. Например, Роспотребнадзор не рекомендует допускать превышение предельного количества сотрудников, которые могут одновременно находиться в одном помещении (Письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32):

  • до 50 кв. м — не более 5 человек;
  • до 100 кв. м — не более 10 человек;
  • до 200 кв. м — не более 25 человек;
  • свыше 200 кв. м — не более 50 человек.

Компании, которая систематически нарушает санитарные требования (Ч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП) и региональные ограничения (Ст. 20.6.1 КоАП), грозят административные штрафы до 1 млн руб. или даже приостановка деятельности.

Объявить простой. Если власти разрешили компании возобновить деятельность, но пока работы для сотрудников нет, можно отправить их в простой.

Чтобы ввести простой, компания должна издать приказ. В нем тот, кто будет готовить проект приказа, должен указать причину простоя, перечислить сотрудников, в отношении которых компания его вводит, а также дату начала и окончания простоя. Напомните директору, что объявить простой можно только в отношении тех сотрудников, кто не может продолжать работать из-за объективных причин. Нельзя отправить в простой всю компанию, если авария в одном из цехов никак не повлияла на работу других подразделений.

Проверьте, чтобы в приказе прописали размер оплаты простоя. Он зависит от того, по чьей вине компания вводит простой (Ст. 157 ТК).

Если в простое виноват работодатель, придется оплатить его в размере не менее 2/3 среднего заработка сотрудника. Например, завод не может работать на полных мощностях из-за того, что приостановлена поставка сырья.

Если компания вынуждена объявить простой по независящим от сторон причинам, сотрудники должны получить не менее 2/3 тарифной ставки или оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя. Например, санитарный врач вынес предписание компании о приостановлении деятельности из-за того, что заразился коронавирусом один из сотрудников.

О простое компании в целом, обособленного подразделения, а также одного или нескольких подразделений нужно уведомить службу занятости (П. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1923–1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Срок — три рабочих дня после того, как компания издала приказ о простое. Если отправили в простой одного или нескольких сотрудников, о простое сообщать не нужно.

Что делать с сотрудниками, которым запрещено работать

Если компания может приступить к работе, это не значит, что все сотрудники должны выйти на работу. Самоизоляция продолжается для сотрудников старше 65 лет, тех, у кого есть хронические заболевания, а также сотрудников, которые вернулись из-за границы, и тех, кто с ними проживает. Кроме того, регионы вправе дополнительно определить, кого нельзя допускать к работе.

Сотрудники, которые вернулись из-за границы, обязаны взять больничный по карантину. Срок карантина — 14 дней. В течение двух дней после того как сотрудник за ним обратится ФСС отправит электронный листок нетрудоспособности в его личный кабинет на gosuslugi.ru и передаст информацию работодателю. Пособие назначит и выплатит фонд, работодателю платить не придется.

Для хронических больных и сотрудников старше 65 лет есть три варианта: организовать удаленную работу, отправить в оплачиваемый отпуск или тоже оформить больничный. Если компания выберет последний вариант, должна направить в ФСС перечень сотрудников, которые соблюдают режим самоизоляции. Фонд не позднее следующего рабочего дня сформирует электронные больничные на 14 календарных дней.

Если региональные власти приостановили деятельность компании, для нее действует режим, аналогичный нерабочим дням.

Чтобы сотрудники продолжили сидеть дома, компании следует издать приказ. В нем пусть кадровик укажет, что период, на который власти приостановили деятельность компании, будет нерабочим с сохранением зарплаты. Формально ни Президент, ни региональные власти не называют этот период нерабочим, однако работодатель может его так назвать, потому что по решению региона компания не работает, но обязана сохранить за сотрудниками заработок по указу Президента от 11.05.2020. В приказе сошлитесь на указ и акт регионального органа власти, которым он приостановил деятельность компании.

После того как директор подпишет приказ, отдел кадров должен ознакомить с ним сотрудников компании любым доступным способом.

Сотрудники компаний, деятельность которых приостановили региональные власти, не должны потерять в зарплате. Это значит, что сотрудники на окладе должны получить полный оклад. Если кроме оклада сотрудники имеют право на доплаты и надбавки, они должны получить зарплату с учетом этим надбавок.

Тем, у кого сдельная оплата, компании стоит выплатить дополнительное вознаграждение по аналогии с правилами оплаты труда сдельщиков для нерабочих праздничных дней (Ч. 3 ст. 112 ТК). Размер вознаграждения компания должна прописать в локальном нормативном акте.

Как работать московским компаниям с 12 мая

С 12 мая возобновили деятельность компании, которые занимаются следующими видами деятельности (Указ мэра Москвы от 07.05.2020 № 55-УМ):

  • Оптовая торговля.
  • Строительство зданий, инженерных сооружений.
  • Ремонт и монтаж машин и оборудования.
  • Производство транспортных средств, резиновых и пластмассовых изделий, компьютеров, электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий, кроме металла и оборудования, бумаги и бумажных изделий, неметаллической минеральной продукции, мебели, одежды, текстильных изделий, кожи и изделий из нее, прочих готовых изделий.
  • Растениеводство, животноводство, охота, лесоводство, лесозаготовки, рыболовство, рыбоводство, обработка древесины и производство из нее изделий.
  • Металлургия.

Чтобы возобновить работу, московские компании должны предоставить на электронную почту organization_size@mos.ru информацию о компании и сотрудниках. О компании нужно сообщить вид деятельности, место осуществления деятельности с указанием кода из Федеральной информационной адресной системы, ИНН и ОГРН. О сотрудниках нужно сообщить число тех, кто продолжает работать и не может быть переведен на дистанционный труд; тех, кто перешел на удаленную работу; временно не работает в соответствии с решением региональных властей.

Направлять уведомление нужно по форме, которую мэр Москвы утвердил указом от 07.05.2020 № 55-УМ.

Кроме общих требований, которые Роспотребнадзор предъявляет к компаниям, московские работодатели должны соблюдать дополнительные:

  • Не допускать к работе не только сотрудников старше 65 лет, хронических больных, тех, кто вернулся из-за границы, и тех, кто с ними проживает, но также беременных женщин.
  • Обеспечить регулярное выборочное тестирование сотрудников на коронавирус. В период с 12 по 31 мая — не менее 10 процентов сотрудников, а с 1 июня — не менее 10 процентов сотрудников в течение каждых 15 календарных дней.
  • Уведомлять сотрудников о том, что они должны незамедлительно информировать работодателя о беременности и заболеваниях с установленным диагнозом: сахарный диабет, ожирение, гипертоническая болезнь 2-й степени, хроническая обструктивная болезнь легких, бронхиальная астма 2-й степени.
  • Обеспечить сотрудников средствами индивидуальной защиты — масками, респираторами, перчатками. Контролируйте, чтобы сотрудники носили маски и перчатки на рабочих местах, кроме случая, когда они работают в отдельном помещении без других сотрудников. Роспотребнадзор ранее давал такую рекомендацию только в отношении сотрудников сферы услуг, то есть салонов, парикмахерских, прачечных, химчисток, непродовольственных магазинов, ателье, предприятиям по техобслуживанию автомобилей (Письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 03/7500-2020-24).

До 1 июня 2020 года в Москве приостанавливают свою деятельность компании, которые предоставляют услугу каршеринга, и компании, в отношении которых мэр принял решение о приостановке посещения. В перечне 21 вид деятельности, например, юридические услуги, розничная торговля непродовольственными товарами, которые не относятся к товарам первой необходимости.

Полный перечень «запрещенных» компаний смотрите в приложении № 3 к указу мэра от 07.05.2020 № 55-УМ.

Компании, которым разрешено работать, с 14 мая должны поменять правила: новые рекомендации Роспотребнадзора

Роспотребнадзор опубликовал новые рекомендации для компаний из разных сфер бизнеса. В рекомендациях прописаны правила по соблюдению санитарной безопасности во время поэтапного снятия ограничений, которые Правительство ввело из-за пандемии коронавируса.

Рекомендации касаются организации работы продовольственных и непродовольственных магазинов, общепита, транспорта, салонов красоты, ателье, химчисток, бань и саун, автосервисов, сельскохозяйственных предприятий, строек, образовательных организаций, а также работы вахтовым методом.

Скачайте общие рекомендации Роспотребнадзора и рекомендации для перечисленных видов бизнеса в конце статьи. Обратите внимание: рекомендации для отраслей двух видов: в виде инфографики и детальные правила работы. 

Возврат к списку